Их численность превышает пять миллионов человек, и они расселены по всей территории Восточно-Европейской долины и Сибири, а порой встречаются даже на Дальнем Востоке. Основное их количество сосредоточено в Республике Татарстан – там они составляют более половины населения, а еще до четверти населения они составляют в Башкортостане. Также татар очень много в районе Челябинска, вокруг Оренбурга, около Ульяновска, и, разумеется, в Москве и Московской областях. Религия большинства татар в наши дни – ислам суннитского толка, конкретнее ханафитского мазхаба, также среди татар встречаются достаточно часто православные христиане и атеисты.
📌Как татары готовятся к похоронам
После того, как человек испустил дух, его укладывают на специальную скамью, а на грудь кладут металлический предмет – ножницы или гвоздь. По древним, еще доисламским, поверьям, злые духи боятся железа и не смогут завладеть душой умершего, если он защищен острым предметом из этого металла. Сверху тело покрывают белым полотном, а лицо закрывают специальным полотенцем.
По народным традициям, к омовению следует приступать только после того, как работы над могильной ямы были завершены. Этот ритуал соответствует принятым в исламе канонам: умершего омывают мужчины, покойницу – женщины. Сверху куском ткани мужчине закрывают половые органы, а женщину накрывают большой белой простыней. Омовение у татар совершают трое: собственно, один обмывальщик и двое помощников, которые вращают тело и поливают его водой. Ведра с водой для омовения нельзя ставить на пол – под них обязательно нужно подстелить специальное полотенце.
После завершения обряда омовения родственники приступают к облачению покойника в похоронное одеяние (кафен по татарской традиции). Мужчину заворачивают в рубаху, сверху одевают фартук для нижней части тела, а сверху надевают чалму. Женщине закрывают волосы платком. Поверх тело обвязывают специальными полосками ткани поверх головы, туловища и ног.
Зачастую в организации похорон участвуют не только ближайшая семья умершего, но и дальняя родня, друзья и соседи. Всем помощникам полагается саадака – добровольная милостыня. Как правило дарят полотенца, носовые платки и мыло, однако нередко участников вознаграждают деньгами.
📌Погребальная церемония у татар
Хоронить мусульманина принято в тот же день или в ближайшие 24 часа. Пока женщины подготавливают все необходимое для омовения и погребального облачения, мужчины отправляются копать могилу - кабр. На сельском кладбище традиционно выбирают место рядом с захоронениями родственников. Могильная яма должна быть ориентирована таким образом, чтобы боковая ниша-ляхд была со стороны, направленной к Мекке. В ту же сторону впоследствии устанавливают и надгробие.
По мусульманским обычаям, женщинам присутствовать на самой церемонии погребения не разрешено. Поэтому, после того как траурная процессия отправляется на кладбище, они приступают к тщательной уборке помещения, стирают постельные принадлежности и одежду умершего.
Перед тем как войти на кладбище, участники процессии должны прочитать подходящие случаи суры из Корана. Уложив тело на помост, над ним совершают погребальный намаз – без него похороны не будут считаться состоявшимися. На специальных полотенцах трое ближайших родственников опускают умершего в могилу и укладывают (сажают) его в ляхд. Нишу заделывают кирпичом, а затем под чтение Корана засыпают могилу землей.
📌Обряды поминовения умершего у татар
Поминки совершают в день погребения, а также на 3-й, 7-й, 40-й и 51-й дни со смерти. На церемонии нельзя громко плакать, открыто демонстрировать свою скорбь, – все это может причинить душе умершего муки. Начинают поминки чтением сур Корана и раздачей собравшимся садака.
Пища на поминках должна быть халяльной. На стол подают традиционные угощения, суп с бараниной или говядиной, плов, различную выпечку, ставят блюдца со сладостями и сухофруктами. Сладкие угощения символизируют «сладкую» жизнь покойного на том свете.
#нашеПодмосковье #Коломнахочетзнать #КоломенскийГородскойОкруг #ГоспабликиМО #ГородскаяРитуальнаяСлужба
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев