Давеча, любі друзі, дошли у меня руки до довольно свежей – ну, как свежей: 10-летней давности, отчего и довольно, – американской фильмы “Field of Lost Shoes”.
Откровенно криворукий русский дубляж выдал и, как по мне, откровенно деревянное название – «Поле потерянной обуви». Всё-таки перевод названий художественных произведений, их, как нынче принято гутарить, локализация – штука довольно тонкая: тут словаря Мюллера под рукой недостаточно, нужно ещё и чувствовать языки – и тот, с которого, и тот, на который переводишь, – да к тому же иметь необходимый минимум вкуса. Не сочтите за наглость – в свете сказанного выше, вестимо, – но вашему покорному слуге, кажется, что выпуск фильма в прокат под названием «Поле потерянных башмаков» звучало бы куда более элегантнее и романтичнее. Но то – такое. Особливо на фоне того, что наснимали режиссёр Шон МакНамара (Sean Patrick Michael McNamara) со товарищи.
Собственно, кинокартина посвящена одному из самых, на мой непросвещённый взгляд, героических и романтических, ежели можно использовать данный эпитет применительно к массовому самоубийству, эпизодов Гражданской войны в США – битве при Нью-Маркете, в ходе которой командующий армии южан генерал-майор (Major General) Джон Брэкинридж (John Cabell Breckinridge) бросил в бой батальон кадетов Военного института Вирджинии (Virginia Military Institute). Сюжет, по вполне понятным причинам, ставший одним из закладных камней американской национальной мифологии, и потому от рассказа этой истории я ждал многого.
Плюс мои ожидания подогревались участием в проекте несравненного Джейсэна Айзэкса (Jason Isaacs), исполнившего роль Джона Брэкинриджа и являющегося лучшим, по моей личной шкале киношным маршалом Жуковым, и Кита Дэйвида (Keith David) в роли старого мудрого и оттого доброго негра.
Не помогло! На выходе всё оказалось довольно скверно: я бы поставил фильму 4 балла по 10-балльной системе.
В оправдание МакНамары и его друзей нужно заметить, что сюжеты подобного рода всегда снимать непросто: режиссёр должен пройти между Сциллой непомерного пафоса и Харибдой мыльной оперы, но – таков путь! И, как говорят русские, взялся за гуж – не говори, что не дюж! В конце концов, Шона МакНамару никто палками в режиссёрское кресло не загонял.
По хронометражу картина делится на две неравномерные части: первая, что-то около 4/5 экранного времени, – рассказ о житье-бытье мальчиков в военной форме и вторая, соответственно, на 1/5 экранного времени, – описание собственно сражения при Нью-Маркете.
Батальная часть вышла сумбурной, хаотичной, непонятной для неподготовленного зрителя и, в то же самое время, излишне прямолинейной и, я бы сказал, существенно несовпадающей с тем, что имело место в реальности. Тем не менее, к ней-то у меня особых претензий и нет: в конце концов, южане и северяне имеются, битва состоялась, кадеты приняли в ней участие, и кто-то из них даже погиб, северяне отступили. В общем, и на том спасибо!
Основные претензии – к остальной части фильма.
Во-первых, при всём при том, что стержнем картины является история 7 друзей, она получилась довольно аморфной. Видимо, понимая это и не будучи уверен, что зритель правильно расставит акценты, МакНамара предпослал фильму титры, в коих и поведал, что мы увидим на экране.
К сожалению, сумбур, естественный для батальных сцен, оказался перенесённым и в мирные кадры – всё повествование носит рваный характер: Фигаро – тут, Фигаро – там.
Далее – нам показывают мальчиков из закрытого учебного заведения, но в их поведении и разговорах, которые они ведут промеж себя, вы не найдёте тому подтверждения. В лучшем случае нам покажут набеги на институтскую пекарню полуголодных кадетов, но никакой болтовни о девочках, а также пошлых и скабрезных анекдотов вы не услышите. Ну да, это ведь не подростки в период полового созревания, а какие-то лукасовские падаваны или послушники, избравшие монашескую стезю. И если вы ждёте юношеской болтовни по поводу того, почему нас не берут на войну – уж мы бы проклятым янки наваляли, то лучше забудьте об этом, не вспоминая: кадеты с умным видом ведут разговоры о том, что негоже держать людей в цепях. Тьфу на вас с вашей повесточкой! Юные 15 – 16 – 17-летние господа из, как правило, аристократических семей Юга вместо того, чтобы лазать по ночам к барышням из соседнего пансиона, а после рассказывать друзьям – безбожно привирая, – как он её прижал к своей могучей груди, несут какую-то околесицу о неграх и цепях…
В общем, я остался категорически недоволен увиденным на экране собственного телевизора и всенепременно заплевал бы его при просмотре, не будь телевизор – собственным, а я – воспитанным человеком…
Нет комментариев