Утром 15 января пара в составе старшего лейтенанта Савушкина и младшего лейтенанта Горюнова отправилась на разведку финских войск, на обратном пути в 11.35 в районе Питкяранты заметили самолёт, опознанный как истребитель-биплан «Бульдог». На самом деле в прицел лётчиков попал не истребитель, а пикировщик С.Х, на борту которого находился весьма опытный экипаж, в том числе командир 2-го звена 10-й эскадрильи лейтенант Мустонен. Финны только что, отбомбились по штабу 168-й стрелковой дивизии, находившемуся всего в 7 км от Питкяранты и, вероятно, решили попутно доразведать район южнее своей цели.
Экипажи 10-й эскадрильи уже имели опыт встреч с истребителями И-16 на Карельском перешейке. Как правило, в таких случаях их выручал уход резким пикированием, в результате которого советские лётчики либо теряли их на фоне местности, либо расценивали пикирование как падение сбитого самолёта. Заметив советские истребители, Мустонен решил не изобретать велосипед и повторить уже не раз выручавший трюк. С.Х переворотом перешёл в пикирование, но этим манёвром только привлёк к себе внимание. Савушкин и Горюнов устремились в погоню за подозрительным бипланом.
Разогнавшись на пикировании, самолёт Мустонена вновь перешёл в набор высоты, чтобы потом снова войти в пике в надежде стряхнуть с хвоста преследователей. Но именно в момент ввода в пикирование, когда самолёт на мгновенье завис в воздухе, советские лётчики поймали его в прицелы и буквально изрешетили «Фоккер» огнём восьми скорострельных пулемётов. Пилот, видимо, был убит уже в воздухе, потому что по инерции устремившийся в пикирование С.Х, так и не выходя из него, врезался в лёд Ладоги в километре южнее целлюлозной фабрики в Питкяранте. Для Сергея Горюнова это была уже четвертая победа, и он однозначно был лучшим в полку по этому показателю. А вот Иван Савушкин, до этого имевший несколько безуспешных встреч с противником в воздухе, смог открыть свой реальный боевой счёт, хотя формально это была уже вторая его победа.
Несмотря на чувствительные потери, финская авиация продолжала довольно интенсивно бомбить районы окружения частей 56-го корпуса, что вынудило советское командование усилить их прикрытие с воздуха. Например, 19 января с этой целью 49-й иап выполнил 23 боевых вылета и ещё 9 вылетов на перехват самолётов противника. В числе патрулировавших была и пара Савушкин — Горюнов. Именно им в 15 часов в районе Питкяранты на глаза попался летевший в юго-восточном направлении одиночный «Бленхейм». Чем в это время занимался его стрелок, который должен был наблюдать за воздухом, мы уже никогда не узнаем.
Советские истребители смогли без проблем сблизиться с финским самолётом на дистанцию 50 метров, после чего вышедший вперёд Горюнов сзади-сверху открыл огонь, постепенно смещаясь к ракурсу сзади-снизу. Длинная очередь из четырёх «ШКАСов», выпущенная практически в упор, не оставила финскому экипажу никаких шансов. Вспыхнувший «Бленхейм» с номером BL-121 из 44-й эскадрильи рухнул на лёд Ладоги в 5 км южнее Алауксу. Весь экипаж погиб. Уже традиционно штаб 49-го иап разделил эту победу между обоими лётчиками, хотя из описания боя чётко видно, что сбил «Бленхейм» именно Горюнов.
В качестве мести за очередной потерянный бомбардировщик, финское командование 20 января попыталось разбомбить аэродром Каркку, нанеся по нему удар четвёркой «Бленхеймов». Но хотя атакующая группа и состояла из опытнейших лётчиков, единственное, чего она смогла добиться, это повредить один И-15бис и уничтожить автостартер. И словно в насмешку над усилиями финнов, в тот же день пара Савушкин — Горюнов расправилась с очередным финским самолётом.
Около 16:00 шестёрка И-16 отправилась штурмовать войска противника северо-восточнее Питкяранты. Увы, но вместо этого лётчикам пришлось стали свидетелями расправы пары финских истребителей над двумя советскими бомбардировщиками СБ. Хотя И-16 немедленно бросились на помощь, спасти своих боевых товарищей они не успели: обе машины рухнули в лес в районе озера Ниетъярви. Понять чувства советских лётчиков-истребителей, бессильно наблюдавших за гибелью СБ, не сложно, и возмездие последовало незамедлительно. Увлёкшиеся боем финны попросту прозевали выходящие в атаку «ишачки».
Старший сержант Вуорима, шедший в финской паре чуть выше, в последний момент всё же заметил опасность, резким манёвром вышел из-под удара и смог оторваться от преследования. Атакованный же звеном Савушкина старший сержант Пенти Тилли, только что ставший полноправным асом с пятью победами, так и не смог отпраздновать своё достижение. «ШКАСы» изрешетили финский истребитель, и он рухнул в лес в 2–3 км к юго-востоку от озера Ниетъярви. Обломки «Фоккера» финские солдаты обнаружили только в январе 1943 года, в сотне метров от обломков лежало тело самого Тилли с пробитой пулей грудью — вероятно, в последний момент он пытался спастись с парашютом. Хотя победу вновь поделили на четверых, она окончательно закрепила за Иваном Савушкиным и Сергеем Горюновым статус самых результативных лётчиков 49-го иап.
Вылет на разведку 22 января звена в составе Муразанова, Савушкина и Горюнова принесла им очередную групповую победу. В 16.45 в 8 км южнее Сортавалы им на глаза попалась весьма пёстрая группа: «Бленхейм» в сопровождении одного «Фоккера» D.XXI и одного истребителя-биплана. И-16 ринулись в атаку, но «Бленхейм» тут же ретировался, а истребители стали уходить со снижением. Однако патрулировавшее над линией фронта звено истребителей И-153 перехватило самолёты противника, в результате чего «Фоккер» наблюдался в беспорядочном падении, а «истребитель-биплан» по каким-то причинам тоже посчитали сбитым. Победы снова поделили между всеми участвовавшими в бою — таким образом, на счету Горюнова появились 7-я и 8-я, а у Савушкина 5-я и 6-я групповые воздушные победы.
Справедливости ради надо отметить, что это были самые странные победы советской пары. Финны действительно отмечают атаку И-16 на одиночный «Бленхейм», которому, несмотря на барахливший мотор, удалось успешно оторваться от преследователей. Вот только, по известным данным, никаких финских истребителей в этом бою не участвовало, да и истребителей-бипланов на тот момент в этом районе у финнов не было. В любом случае, потерь в истребителях в этот день финские ВВС не имели.
С конца января воздушный противник всё реже стал появляться в полосе 8-й армии. 23 января 46-я эскадрилья была выведена с фронта для освоения новой матчасти, а 31 января пикировщики 10-й эскадрильи были отведены обратно на перешеек. К концу месяца и роль И-16 в составе ВВС армии заметно снизилась. Новых самолётов этого типа полк не получал, а в результате боевых и не боевых потерь численность исправных машин резко просела. На 28 января в боеспособном состоянии оставалось 18 И-16, ещё четыре были неисправны.
На первый план начали выходить истребители-бипланы, гораздо лучше отвечавшие реалиям воздушной войны в Северо-Восточном Приладожье, поскольку в силу лучшей управляемости на небольших высотах и способности нести бомбы в качестве ударных самолётов они имели несравнимо лучший потенциал, нежели И-16. «Чайка» по своим лётно-техническим характеристикам вполне могла бороться с любым типом самолётов, имевшихся на вооружении финских ВВС. Именно в конце января начала восходить звезда старшего лейтенанта Владимира Николаевича Пешкова, командира звена летавшей на «Чайках» 1-й эскадрильи 49-го иап. Всего за время советско-финляндской войны он выполнил 99 боевых вылетов, совершив несколько удачных штурмовок и сбив лично два и в группе один самолёт противника, причём обе личные победы подтверждаются финскими документами. 20 мая 1940 года по совокупности заслуг В.Н. Пешков был удостоен звания Героя Советского Союза.
Нет комментариев