Лев Владимирович Кулешов родился 13 января 1899 года в Тамбове в семье помещика.
Его отец, Владимир Сергеевич, окончил Училище живописи, ваяния и
зодчества в Москве. Мать, Пелагея Александровна, урожденная Шубина, до замужества была сельской учительницей.
Среднее образование он получил в Тамбовском реальном училище.
Через три
года после смерти отца пятнадцатилетний Кулешов вместе с матерью переехал в Москву. Здесь он начал брать уроки живописи, а в 1915 году поступил в первый класс Строгановского художественно-промышленного
училища. Через год он стал вольнослушателем на живописном отделении училища живописи, ваяния и зодчества (1916-1918).В кино с 1916 года.
Он мечтал стать театральным художником, в семнадцать лет уже делал
декорации к "Евгению Онегину" для театра Зимина. Быть может, он стал бы
отличным декоратором, если бы в те же семнадцать лет не попал на
кинофабрику Ханжонкова и не начал работать с режиссером Евгением
Бауэром.
Кулешов занялся теорией построения картин, искал законы их композиции,
отличия кинематографа от театра, его специфические особенности, которые доказали бы, что кино является искусством. А доказать это тогда было необходимо. В 1917 году в "Вестнике кинематографии" были напечатаны три статьи Кулешова. Статьи подрывали основы всего того, что делалось
ханжонковской фирмой, отвергали слащавый салонный кинематограф во имя нового, еще не родившегося киноискусства.
В своей первой картине "Проект инженера Прайта" Кулешов применил монтаж. Это было поистине открытие для кинематографа!
После громкого дебюта Кулешов принял приглашение Владимира Гардина и
возглавил подотдел хроники и перемонтажа во Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса.
Создание советского киноискусства надо было начинать с хроники, и
Кулешов пришёл в хронику. Он снимал гражданскую войну, стройки, митинги,
беспризорных... Он на практике применял свои теоретические, кабинетные находки.
В 1919 году в Москве была организована первая государственная школа
кинематографии (ныне ВГИК), и с этого времени судьба Кулешова стала
неразрывно связана с педагогической работой. на уроках плстики его взор
остановился на высокой, очень ритмичной женщине, Александре Хохловой. 1
мая 1920 года они поженились. У Александры был сын от первого брака.
Но не только кинематографом жил в то врем Кулешов. Он был страстным
автолюбителем. в 1927 году ему удалось приобрести новую спортивную
модель форда. Кулешов и Хохлова совершали дальние путешествия — в
Ленинград, Одессу и даже в Таджикистан. Сам режиссёр участвовал в
труднейшем многодневном автопробеге по дорогам страны...
В 1943 году вышел последний фильм Кулешова "Мы с Урала".
В 1944 году был назначен директором ВГИКа. Выговорив условия, что будет на этой должности не более двух лет, Лев Владимирович активно принялся за дело.
В 1946 году он перешёл на должность заместителя по творческим вопросам, при этом возглавлял также кафедру кинорежиссуры.
Работал Кулешов всегда неутомимо. отдыхать тоже умел. Любил купаться,
особенно в море, часто ездил на машине в Коктебель; не оставлял охоту,
увлекался балетом — искусством Галины Улановой.
В 1966 году Кулешов входил в состав жюри на Международном кинофестивале в
Венеции, а в следующем году он в качестве почётного гостя посетил
Лейпцигский фестиваль документальных фильмов.
Народный артист РСФСР (1969).
Доктор искусствоведения (1946).
Лев Владимирович Кулешов умер в Москве 29 марта 1970 года у себя дома, на руках Александры Сергеевны. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
#13января
Комментарии 1