Стихи, рассказы, пьесы и даже повесть. Эмиль Брагинский писал еще в детстве. Но о литературной карьере сначала и не помышлял. Просто не знал о существовании литературного вуза. Да и повзрослеть пришлось рано. Когда мальчику было девять лет — умерла мама, у отца уже была другая семья. В итоге Эмиль жил с сестрой в московской коммуналке, много читал, а при выборе медицинского института немаловажную роль сыграло наличие там стипендии.
Во время войны Брагинский строил оборонительные сооружения. После тяжелой травмы, находясь в эвакуации в Душанбе, продолжил учебу. Работал санитарным врачом в госпитале, а все свободное время посвящал шахматам. Давал сеансы одновременной игры в госпиталях и общежитиях.
Профессиональной пробой пера будущего литератора стал репортаж со Всесоюзного шахматного турнира. Заметку напечатала «Советская Латвия», и Брагинский стал внештатным корреспондентом газеты в московском регионе. К тому моменту он уже был счастливо женат на бывшей однокласснице Ирме, а медицинский институт бросил.
Писал обозреватель Брагинский о спорте. В те годы возник первый творческий тандем в жизни литератора — со знаменитым футбольным комментатором Вадимом Синявским. «Э. Синягинский» стояла подпись под совместными статьями.
Хоть легкий слог позволял интересно рассказывать о любой жизненной сфере, любимой темой для журналиста со временем стало искусство. Репортаж о реставрации в Троице-Сергиевой лавре — первая работа Брагинского для журнала «Огонек». В 1946 году — он уже штатный репортер одного из самых популярных журналов того времени. Приходилось писать о заводах, фабриках, музеях.
Очерки о любимых художниках, возможно, натолкнули на новый этап в творчестве. Историко-биографический сценарий о жизни Василия Сурикова одобрили в Центральной сценарной студии. А в 1955 году вышел первый фильм по приключенческому киносценарию Брагинского — «В квадрате 45». Оставив журналистскую карьеру, Эмиль Вениаминович всерьез принялся за работу сценариста.
«Раскрытое окно» — первая пьеса Эмиля Брагинского, поставленная в Театре Станиславского режиссером Александром Ароновым. Спектакль с участием Евгения Леонова, Майи Менглет, Евгения Урбанского сыграли более двухсот раз. Публика в зале смеялась, а критики обвиняли драматурга в отсутствии чувства юмора. «Раскрыли окно, Эмиль, не заглядывайте в рецензии — простудитесь!», — посоветовал Брагинскому драматург Михаил Светлов.
После посещения спектакля главный редактор «Мосфильма» Юрий Шевкуненко познакомил Брагинского с Эльдаром Рязановым, за плечами которого уже была «Карнавальная ночь». Так театральное «Раскрытое окно» открыло перед сценаристом двери в большое кино.
«Когда Брагинский и Рязанов встретились, то установили, что они совершенно непохожи друг на друга — ни внешне, ни внутренне. Это их объединило, и они написали сценарий, а потом и повесть «Берегись автомобиля!» Во время работы они с удовольствием обнаружили, что отлично ладят друг с другом, и решили продолжать в том же духе. Так появился некто с двойной фамилией Брагинский-Рязанов», — писал сценарист о работе с Рязановым в совместной шуточной автобиографии.
Их творческий союз начался в 1963 году и продлился 35 лет. Комедийные повести дуэта неизменно смешили читателей, пьесы гремели в отечественных и зарубежных театрах. Фильмы снятые этим творческим тандемом, любимы миллионами людей в нашей стране и уже давно стали классикой отечественного кинематографа: "Берегись автомобиля", "Ирония судьбы, или С легким паром!", "Служебный роман" и многие другие.
В творческом списке Эмиля Брагинского фильмы не только Эльдара Рязанова. «Учитель пения» Наума Бирмана, «Суета сует» Аллы Суриковой, «Артистка из Грибова» Леонида Квинихидзе, «Почти смешная история», «Поездки на старом автомобиле» Петра Фоменко и многие другие картины известных режиссеров увидели зрители благодаря таланту рассказчика Эмиля Брагинского. Трогательные герои, возвышенная любовь, житейская мудрость и необыкновенная жизненность отличает работы сценариста.
Единственной супругой Брагинского, с которой он прожил до конца дней, была бывшая одноклассница Ирма Шалыто. Она родила ему сына Виктора, ставшего художником и создавшего серию портретов знаменитых актеров: Этуша, Санаева, Тихонова и др.
В 1975-м у Брагинского случился сердечный приступ. Кардиологи предупредили супругу, что жить ему оставалось несколько дней. Но, к счастью, ошиблись. После выписки из больницы сценарист написал еще немало нетленок. И лишь спустя 23 года, вернувшись с женой из загранпоездки, в Шереметьево-2, сразу после посадки самолета Эмиль Вениаминович почувствовал себя плохо и вскоре скончался. Причиной внезапной смерти медики назвали инфаркт. Похоронили драматурга на Ваганьковском кладбище (уч. 24).
«Я пишу о любви, которая есть действительно любовь, а не партнерство, — говорил Эмиль Брагинский, — о любви, без которой жизнь теряет всяческий смысл. Я твердо верю, что такая любовь была, есть и будет во все времена и у всех народов. А людей, которые не умеют любить, мне жаль…»
Эмиль Вениаминович Брагинский — советский и российский драматург и сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР.
19 ноября 1921 г., Москва
26 мая 1998 г., Москва
#26мая
Нет комментариев