Георгий Товстоногов – постановщик и преподаватель, создатель книг по режиссуре. С его именем ассоциируется целая эпоха в жизни советского театра. Георгий Александрович Товстоногов появился на свет 28 сентября 1915 года в грузинском городе Тифлис, который сейчас называется Тбилиси.
Его отец, инженер-железнодорожник, был на хорошем счету в грузинском Министерстве путей и сообщений. Мать Тамара Папиташвили окончила Петербургскую консерваторию с дипломом вокалистки. Младшая сестра, Натела Товстоногова, став супругой актера Евгения Лебедева, связала жизнь с талантливыми творческими людьми.
Георгий поступил в школу раньше сверстников и в 15 лет завершил обучение. Уже в те годы подростка безудержно увлекал театр. Дядя мальчика работал артистом в драмтеатре Тифлиса и приводил его смотреть спектакли. Отец, видя заинтересованность сына, настаивал на выборе другого жизненного пути. По его наставлению и при содействии знакомого Георгий Товстоногов стал студентом Тбилисского железнодорожного института.
Сын не смог пойти против натуры в угоду родителю. Отучившись год, в 1931-м он ушел из вуза, став актером и помощником режиссера Николая Яковлевича Маршака. Потенциал Товстоногова был настолько очевидным, что в 1933 году Маршак доверил ему самостоятельную работу. Спектакль по произведению Антона Павловича Чехова назывался «Предложение» и имел успех в городе.
Первая удача вдохновила начинающего режиссера. В 1933 году Товстоногов поступил в ГИТИС. Он был слишком юн для прохождения конкурсного отбора, поэтому в документах увеличил реальный возраст на 2 года. Педагогами студента стали знаменитые постановщики Андрей Михайлович Лобанов и Алексей Дмитриевич Попов.
Параллельно с обучением Товстоногов продолжал работать в ТЮЗе. За первым спектаклем последовали «Женитьба», «Музыкантская команда», «Голубое и розовое», «Великий еретик», «Троянский конь» и другие постановки.
1937 год сломал все мечты молодого человека: отец был репрессирован. Георгий автоматически стал сыном врага народа. О получении образования в столичном институте можно было забыть: его отчислили с 4-го курса ГИТИСа. Товстоногов цеплялся за любую возможность вернуться, и случилось непредсказуемое. Невзначай брошенная фраза Иосифа Сталина «Сын за отца не отвечает» позволила восстановиться на курсе и с блеском завершить обучение в 1938 году.
Товстоногова пригласили на пост режиссера в Тбилисский драматический театр имени А. С. Грибоедова. Там он свел знакомство с народным артистом СССР Акакием Хоравой. Благодаря покровителю Георгий Александрович стал преподавателем актерской группы в театральном институте им. Шота Руставели. С этого момента Товстоногова начали воспринимать именно как профессионального режиссера.
Первой постановкой в тбилисском драмтеатре стал спектакль «Дети Ванюшина». Вплоть до 1946 года Георгий Александрович работал с артистами в родном городе, выпустив спектакли «Кремлевские куранты», «Парень из нашего городка», «Школа злословия», «Ленушка», «Лисички».
Затем его пригласили в Москву. С 1946 по 1949 годы он руководил Гастрольным реалистическим театром и Центральным детским. Во втором поставил нашумевшие спектакли «Где-то в Сибири» и «Тайна вечной ночи». Товстоногову удавалось совмещать работу над обязательными постановками в этих театрах с режиссурой спектаклей в студии Театра оперетты и Русском драматическом театре в Алма-Ате.
В 1949 году постановщик получил новое назначение и вторым родным городом для него стал Ленинград. В должности главного режиссера театра им. Ленинского комсомола он провел период с 1950 по 1956 годы. Эта сцена стала для него домом.
В 1956 году, в канун 37-го дня рождения, труппе представили нового руководителя. Он оказался 11-м по счету. Театр им. Ленинского комсомола в это время находился в упадке и среди других ленинградских сцен был на позициях аутсайдера. Отсутствовала логика в построении репертуара, режиссеры не работали достаточным образом с актерами, зритель в зале оказывался случайным.
Георгий Товстоногов реализовался как постановщик и педагог. Тщательно работая с актерами, он направлял их, помогая перевоплощаться и совершенствовать себя в профессии. Постановщик сумел повести за собой труппу и зрителя. Он совершенствовал методы, технику и навыки постановщика.
За свою работу он был удостоен Сталинской и Ленинской премий. Аналогов спектаклям Товстоногова не существовало, а режиссеры учились у мастера, перенимая особенности творческой манеры. Постановщик помог дебютировать драматургам Александру Володину и Виктору Розову.
Спектакли Товстоногова шли в России, Польше, Финляндии, Болгарии и Германии. Он выпускал телепостановки и работал на радио. С 1957 года состоял в редколлегии журнала «Театр» и с 1964-го был председателем президиума Всероссийского театрального общества.
В 1958 году Георгий Товстоногов начал преподавать в ЛГИТМИКе, а в 1968-м получил статус доктора искусствоведения. С 1970-го заведовал кафедрой режиссуры в институте. Его спектакли, поставленные со студентами, были широко известны в Ленинграде и других городах.
#23мая
Комментарии 2