Рынок органической продукции вРоссии пока лишь развивается, однако продукты органик пользуются все большим спросом. Чем они отличаются от "эко", "био" и "фермерских" аналогов икак сделать так, чтобы покупатель имел возможность покупать по-настоящему качественные продукты, рассказал агентству "Прайм" Сергей Бачин, председатель совета директоров компании "Агранта" исобственник входящего вкомпанию агрохолдинга "АгриВолга"— лидера попроизводству органической мясомолочной продукции вРоссии.
- В минувшем году холдинг "АгриВолга", отметил свое 15-летие. У вас есть крупные предприятия, работающие втрадиционном сельском хозяйстве, носегодня мы хотим поговорить оборганике. Вы занимаете первое место встране попроизводству органической молочной имясной продукции. Расскажите, пожалуйста, каквы кэтому пришли?
—Началось все смыслей окачестве всфере питания. Я всегда был склонен кперфекционизму: все, что я делаю, должно быть лучшим, совершенным. Такой подход всегда присутствовал вмоей жизни, ив учебе, ив научной деятельности, ив бизнесе. В 90-е годы я много времени провел зарубежом, втом числе вСША, познакомился собширным рынком пищевой продукции, акогда вернулся вРоссию, обратил внимание, что унас вообще отсутствовала тема органики каксамого качественного ичистого продукта. Сплошь ирядом наполках были "био", "эко", эти слова повсюду использовались, итакой продукт продавался нашему покупателю какнечто выдающееся, чистое. Но вЕвропе иСША заэтим стоит регуляция, нормы, надзор, ау нас ничего, кроме маркетинга иувеличенной цены продукта. Одно ито же молоко разливается впакеты по35 рублей какобычное ипо 100 рублей как "био". Такое посути введение потребителя взаблуждение меня задевало.
Проанализировав ситуацию, я понял, что Россия все равно будет двигаться ккачеству продуктов, и, если правильно организовать сектор органики, втом числе, изащитить законодательно, тот этот сегмент станет бизнес-привлекательным.
Так в2007 году был создан сельскохозяйственный холдинг "АгриВолга". Мы приобрели вУгличском районе Ярославской области 15 колхозов, часть их уже обанкротились, часть были впредбанкротном состоянии. Мы начали учиться выращивать корма, животных, растения безиспользования достижений химической промышленности, антибиотиков, ГМО итак далее. В первые 2-3 года были разработаны внутренние стандарты, которые ориентировались наполное исключение химии припроизводстве. С 2007 года ниодин гектар земли "АгриВолги" незнал минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов.
Сейчас из115 тысяч гектаров 30 тысяч используется подорганическое сельское хозяйство, 85 тысяч гектаров— поднеорганическое сельское хозяйство.
Когда "АгриВолга" начинала свою деятельность, многие неверили, что вУгличском районе возродится сельское хозяйство, настолько все было запущено. Однако нашему холдингу удалось это сделать. И сегодня Ярославская область— один изведущих регионов страны всельскохозяйственной отрасли ив органике.
Мы направили усилия нетолько насоздание органического производства ипереработки, нои наформирование вРоссии органического законодательства. После семи лет работы надэтим мы стали заметными игроками, двигателями этой темы. Появился российский закон оборганическом производстве, он вступил всилу в2020 году. Создалось органическое сообщество, дляменя было важно создать среду, где есть дискуссии, появляются свои традиции, ширится состав игроков. Это самое важное. А когда есть игроки, истина будет найдена, пусть даже вспорах— нето, что 15 лет назад, когда темы органики нароссийском рынке вообще небыло.
- А почему вы выбрали именно ярославскую землю дляразвития органического сельского хозяйства?
—Тут очень много составляющих. На южных землях, плодородных, богатых, легко получить огромный урожай. А добавь туда удобрения— прибыль будет расти сама. Использовать эту землю дляменее эффективного органического сельского хозяйства невыгодно. Органике нужны почвы менее плодородные. И климатические условия более суровые, там ивредителям тяжело. Скажем, если какой-то жук-вредитель наюге России нападает наполе, то сним безхимии справиться невозможно, ему там хорошо. А тут тяжело всем— итем, кто возделывает, итем, кто вредит. Легче бороться снасекомыми, ссорняками. Вот почему органике интересны земли средней полосы.
Второй важный момент— животные. В органическом сельском хозяйстве корова должна уметь выживать, ведь запрещено лечить ее антибиотиками. Это должно быть сильное, здоровое животное схорошей иммунной системой. А наюге России уже давно таких нет— там используется голштинская порода, которая неможет жить безмощных химических добавок, безантибиотиков. Нам нужна была здоровая корова— иэто ярославская порода, надежная, выведенная, какговорится, методом народной селекции— когда втяжелых условиях выживают лучшие представители. Корова ярославской породы может давать до9 лактаций, живет долго.
И, наконец, кадры. Углич сохранил мощную молочную традицию, это ВНИИМС (Всероссийский НИИ сыроделия имаслоделия), флагман науки всыроделии, эта организация много лет воспитывает специалистов самого высокого уровня.
Так посовокупности факторов мы ивыбрали Ярославскую область.
- В чем главные принципы органического сельского хозяйства?
—Задача органики— получить чистый конечный продукт, произведенный таким способом, чтобы внем небыло даже мельчайших концентраций инородных веществ. В индустриальном сельском хозяйстве используют гербициды, пестициды, азотные илифосфорные удобрения итак далее, животные питаются продуктами интенсивного сельского хозяйства, их лечат антибиотиками, применяют гормоны— ивсе это попадает впродукцию. Порой кто-то смеется, когда мы говорим, что корова должна быть счастливой. Но это так. Животное должно жить своей обычной, свободной жизнью. Например, мы сразу чувствуем проявления стресса, ворганизме многое меняется, потому что происходит гормональный выброс. Также ис животным. И когда продукт оттакого животного впостоянном стрессе попадает настол, внем превышена концентрация вредных веществ, они влияют ина человека.
Проявляется аллергия, или, например, раздражение, плохое настроение— амы даже можем непонимать, вчем проблема. Или, скажем, можно стараться худеть, следить завесом, но, если врационе есть продукты, вкоторых сохраняются гормоны, антибиотики, все наши старания сводятся нанет.
Органика отэтого свободна. Главные ее принципы— отсутствие любых химических веществ врастениеводстве иживотноводстве. Даже ксорнякам подход особый. Например, наполях выращивают многолетние травы, такие какклевер, он забивает сорняки, аземля удобряется. Есть идругие принципы: животные нанаших фермах имеют вольный выпас, свободно передвигаются поферме, неиспытывают стресса, реже болеют.
И все это законодательно регулируется. Вот почему органика— это важно. В Северной Европе, например, потребление органической продукции доходит до40 процентов отвсей продукции. То есть, это осознанный выбор потребителей. Да, такая продукция дороже, нозато чище. И когда ты решаешь, какпотратить свой бюджет, то, если здоровье впредпочтениях, то надовыбирать органическую продукцию.
- Каждый сотрудник "АгриВолги" искренне болеет задело, каждый вовлечен видею органики, многие отмечают, что ворганике невозможно работать, невключаясь втему, иэто меняет мировоззрение, становится непросто любимой работой, нои жизненной философией. Вы тоже пришли длясебя ктакому личностному восприятию ценностей органического сельского хозяйства, органической продукции?
—Да, это иличная приверженность, иуже семейные традиции. Когда ты осознаешь ценность органики, то уже удивляешься, почему невсе это понимают, какможно себе вредить ипитаться неорганическими продуктами. Органика становится стилем жизни.
Но наэтом много злоупотребляют маркетологи, торговые сети. У людей есть запрос наздоровое питание, наорганику. Но очень много подделок, обманок— "био", "эко", "фермерское", "натуральное". Органика регулируется законом, атакая якобы "здоровая продукция" ничем неподкреплена, нерегулируется, ничем неотличается отобщей массы продуктов. В итоге потребитель покупает "био", тратя больше денег, афактически покупает такой же товар, который стоит рядом безтаких пометок. Переплачивают закрасивую упаковку, модные слова иобещания "здорового" и "натурального". Но если ты по-настоящему заботишься осебе, покупай тот продукт, который защищен дополнительно законодательством— органику. А если нет— покупай обычный товар, ноне самый дорогой изобычных, хотя бы сэкономишь.Если вернуться кфилософии органики, это еще ибережное отношение кприроде. Когда мы говорим, что корова должна быть счастливой, это тоже забота оприроде. Когда мы говорим, что невносим химические удобрения впочву, это значит, что земля будет здоровой исможет обновляться, восполняться. Нужна ичистая вода, нужны иптицы, которые борются свредителями, итак далее. То есть органика— это комплексное отношение кэкосистеме, единение сприродой.
- Постепенно "АгриВолга" начала нетолько производить, нои перерабатывать органику. В 2013 году вы запустили два своих завода, появилось производство полного цикла. А позже вы решили развести производство органической инеорганической продукции— теперь назаводах "АгриВолги" делают только органику, анеорганическую продукцию производит УСМЗ (Угличский сыродельно-молочный завод).
—Да, мы ссамого начала предполагали, что будет нетолько производство, нои переработка. К тому же мы производим нетолько молоко имясо, нои много кисломолочных продуктов исыра. А еще производство колбас идругой мясной продукции. Все это требует мощностей, причем они должно быть чистыми, дляпереработки органической продукции. Мы целенаправленно шли поэтому пути. Была еще исвоя определенная логика. Через несколько лет активного развития органики мы приняли осознанное решение, что интересно заниматься еще инеорганическим бизнесом. В органике требования кспециалистам очень высокие. Наш коллектив— это осознанно включившиеся вдело органики профессионалы, свысоким уровнем квалификации иинтеллекта. При этом органический рынок унас вРоссии пока небольшой, имне хотелось больше загрузить своих сотрудников, дать им возможность реализовывать себя наболее широкой базе, работать более эффективно. Поэтому мы вкакой-то момент приняли решение, что будем работать ив неорганическом сельском хозяйстве. А лучшее, что можно делать внеорганическом сельском хозяйстве,— производить молоко, кисломолочные продукты, сыры максимально натуральными, безвсяческих добавок илизаменителей, какэто часто делают виндустриальном сельском хозяйстве. Ведь мы знаем, какчасто животные жиры заменяют растительными, ибелок тоже можно заменить порошками. Мы же выбрали абсолютно натуральный сегмент, хоть ине органический. И вкусный— мы вообще уделяем много внимания вкусовым качествам продуктов, сохраняя их натуральный вкус.
- Вы демонстрируете социальную ответственность бизнеса, развивая какорганику, так икачественное неорганическое производство. В том числе— делая огромную работу посохранению традиций сыроделия.
—Да, сыр— это очень интересная тема. К 70-м годам прошлого века вроссийском сыроделии были наработаны прекрасные технологии. В Угличе еще сначала ХХ века существовала иразвивалась целая научная школа, продолжая традиции отечественного сыроделия, здесь были созданы рецепты уникальных сыров изроссийского молока.
Отмечу, что сыроделие посложности биологических процессов сложнее, чем виноделие. Никому же неприходит вголову, что если привезти, допустим, изФранции кнам какие-то закваски илидругие составляющие, то здесь получится точно такое же вино. Оно все равно будет другое. С сыром то же самое. Нельзя просто привезти сюда импортный заквасочный порошок, насыпать внаше молоко— ипоявится хороший сыр. У нас молоко другое, значит, имикробиологические процессы другие. И советская микробиология уже проработала эти вопросы. Но в90-е годы многие отечественные достижения, втом числе, впищевой отрасли, были отброшены. И получилось, что кнам из-за рубежа привозят европейские заквасочные порошки, вливают молоко— носначала надоиспользовать еще иингибиторы, которые убивают молоко. В итоге потом сыр делают измертвого молока.
Но такой сыр несможет конкурировать ссыром, который произведен изживого молока. Мы пошли попути сохранения отечественных традиций. Наш завод работает наотечественных заквасках, наисторических традициях, которые были разработаны воВНИИМС. Поэтому наши сыры отличаются высокими вкусовыми качествами. Когда их пробуешь, уже нехочется переходить нааналоги. Так мы создаем свою нишу нарынке.
- Какие породы животных вы используете ворганическом производстве "АгриВолги"?
—В нашем органическом хозяйстве— около3500 голов мясного крупного рогатого скота, около2500 голов молочного рогатого скота, около6000 овец, атакже около400 коз тоггенбургской породы.Мясная порода— абердино-ангусская, огромные безрогие животные. Черный ангус— самая популярная мясная порода КРС. Считается, что мясо абердин-ангусских коров превосходит повкусу икачеству любую другую породу. Ангусы непритязательны, уних сильный иммунитет. И есть важный момент: мы незанимаемся зерновым откормом, только травяным. Поэтому мясо нашего ангуса отличается отмяса ангуса, выращенного впредприятиях интенсивного производства. Наше мясо более здоровое. У коровы четырехкамерный желудок, неприспособленный кпитанию зерном, взерне нет клетчатки. В интенсивном производстве, чтобы искусственно создать мраморность вмясе, начинают последние 4 месяца кормить ангусов зерном. У коровы происходит ожирение и, посути, отравление организма. У нас же натравяном откорме корова растет медленнее, вестественном темпе. Мы нестремимся кмраморности мяса, наша цель— качественный вкус. Вот почему наше мясо можно есть безсоуса— оно вкусно само посебе, ажирный вкус мраморного мяса приходится перебивать соусом.
В молочном животноводстве мы используем ярославку иджерси. Как я уже отметил, голштинская порода, которую мы неберем,— продукт селекции, она сильно изменена генетически сцелью максимальных удоев, ноорганизм этой коровы быстро изнашивается. Мы же нерассматриваем корову какфабрику попроизводству молока, кживотным относятся бережно ис уважением. Ярославская порода иджерси— это здоровые животные схорошим иммунитетом, они дают вкусное жирное молоко.
- Органическая баранина— довольно редкий нарынке продукт. А какие породы овец вы разводите?
—Мы используем романовскую породу идорсет. Эти породы хороши нетолько дляорганики. И вот почему. У овец есть особенность— они неполиэстричны: овца может приносить потомство только 1 раз вгод. А чтобы получить качественную баранину, насыщенное, ноне жирное мясо безпривкуса, нужен десятимесячный ягненок. Если овцы дают потомство только раз вгод, десятимесячный ягненок невсегда есть, поэтому упоставщиков плавает качество баранины— они берут животных другого возраста.
И только романовская порода может производить потомство круглый год. Недаром сначала французы вывезли романовскую изРоссии, потом канадцы вывезли ее изФранции, понимая ценность породы. При этом потребительские качества мяса романовской овцы средние. А вот дорсет— это мясная порода. Канадцы установили, что скрещивание романовки идорсет приводит кгарантированно мясному потомству, икруглый год можно получать десятимесячных ягнят. У нас сейчас два стада дорсет иоколо 10 стад романовки. "АгриВолга" единственная компания вРоссии, имеющая такие два больших стада дорсет. Мы держим их отдельно, но, когда нужно товарное потомство, скрещиваем. Поэтому унас всегда вналичии десятимесячная баранина, всегда одинаково высокого качества ивкуса.
- Менее чем загод "АгриВолга" освоила производство органических продуктов ииз козьего молока. Что это запродукция?
—Мы заметили, что внаших магазинах "Органик Маркет" есть большой спрос накозьи продукты. И решили удовлетворить этот спрос. В 2021 году закупили тоггенбургских коз— это старейшая швейцарская порода, выносливые инеприхотливые животные, которым комфортно вроссийском климате. Мы начали выпускать пастеризованное козье молоко, азатем вминувшем 2022 году освоили выпуск сыров изкозьего молока— Бюш-де-Шевр иФромаж, органические, выпускаемые подбрендом "Углече Поле". И продолжаем расширять линейку козьих сыров— вэтом месяце запущен впроизводство сыр Томино ди Капра, после прохождения сертификации он также будет выпускаться какорганический.
- Кроме такого деликатеса, каксыры изкозьего молока, наверняка "АгриВолга" выпускает идругие эксклюзивные продукты? Есть ли увас продукт, которого невстретишь уваших конкурентов ворганике?
—Угурт. Этот продукт родился входе наших попыток сделать йогурт. У нас неполучалась матрица. Наконец, мы поняли, что йогурт привычной кондиции можно сделать только сдобавлением сухого молока. Но ворганике неиспользуется сухое молоко. Мы остались верны своим принципам. И сделали свой продукт— угурт, аназвание родилось отскрещения названия города Углич ислова "йогурт". Кстати, мы продаем его восновном вмагазинах "Органик Маркет". Дело втом, что притранспортировке угурт нельзя трясти, отэтого он теряет свои потребительские качества. В наших же магазинах обеспечивается бережное отношение кпродукции, поэтому угурт попадает намагазинную полку внужном качестве. Угурт— очень полезный, вкусный, натуральный органический продукт.
- Каковы итоги производства органической продукции за2022 год, какова динамика?
—В 2022 году сельскохозяйственный холдинг "АгриВолга" улучшил показатели попроизводству органического продукции измолока на5-6%. Динамика связана спопуляризацией органики, спросом ипродвижением вторговых сетях.
В 2022 году мы произвели иреализовали 1940 тысяч тонн молочной органической продукции, и735 тысяч тонн мясной органической продукции.
- "АгриВолга" активно взаимодействует сритейлом, втом числе ив разработке органических СТМ. Расскажите обэтом, пожалуйста.
—Мы производим 40% органической мясной имолочной продукции вРоссии. Поэтому естественно, что те торговые сети, которые хотят сделать свою органическую СТМ, обращаются кнам. Мы делаем продукцию длясетей "Азбука вкуса", подторговой маркой "Наша ферма", дляфедеральной торговой сети "Перекресток"— "Зеленая линия", дляинтернет-сетей доставки продуктов "Экомаркет" и "Самокат"— подмарками, идентичными их названиям.
СТМ— уникальное преимущество дляритейла. Но мы, всвою очередь, какорганический производитель неидем накомпромиссы сточки зрения качества: "АгриВолга" работает сритейлом посозданию СТМ, только приусловии, что будет сохранен высокий уровень качества.
При этом унашего собственного органического бренда "Углече Поле" сильные позиции, он уже известен, пользуется доверием ипродается лучше СТМ сетей, поэтому ритейл часто отдает предпочтения его продажам. Продукцию бренда "Углече Поле" мы реализуем всвоих фирменных магазинах "Органик маркет", атакже вкрупных торговых сетях.
- Ваш коллектив— настоящая звездная команда, которая двигает развитие органики вперед. Кто эти профессионалы?
—Да, стакими серьезными задачами может справиться только сплоченная профессиональная команда. И надоне просто знать свое дело, нои разделять наши ценности. Команда выстраивалась годами. Помню, какна заре развития нашей компании трактористы искренне непонимали, почему мы требуем, чтобы масло изкоробки передач некапало наполе. Но постепенно каждый проникался сутью органики. И уже 15 лет унас стабильная команда. Кстати, наши сотрудники исами питаются органическими продуктами, покупают продукцию "АгриВолги" вУгличе. Потому что знают, какона создавалась, верят внее. И это большое достижение, намой взгляд.
Наша команда— это инаши партнеры, специалисты ВНИИМС (Всероссийский НИИ маслоделия исыроделия) иФГБНУ "Экспериментальная биофабрика". ВНИИМС всвое время подхватил разработки итрадиции отечественного сыроделия, разработанные еще отцом российского сыроварения Верещагиным, ипродолжила сохранять иразрабатывать новые рецептуры отечественных сыров. В экспериментальном цехе ВНИИМС производятся органические сыры "АгриВолги". А биофабрика сохраняет большую микробиологическую коллекцию заквасок, культур, которые исоздают тот самый настоящий вкус сыра, сметаны.
И мы стараемся общими усилиями сохранять иразвивать традиции. С одной стороны, вообще дляистории страны, чтобы это небыло съедено импортным ширпотребом. А сдругой, если правильно преподнести это потребителям, то продукция нанаших собственных разработках изаквасках— более вкусная икачественная. Постепенно образовываясь, потребитель начинает ценить это. В этом отличие отпродукции какого-то безликого комбината. И мы хотим это зафиксировать. В том числе, создавая натерритории УСМЗ уникальный музей, вкотором расскажем обистории отечественного сыроделия ио современных возможностях. Всех приглашаю посетить наш музей уже слета этого года.
- Наверное, продвигать органику вРоссии было непросто, тем более "АгриВолга" была пионером вэтом секторе сельского хозяйства. Каковы были самые главные барьеры, которые пришлось преодолевать? И вчем самые основные трудности развития этого сектора вы видите сегодня?
—Самая главная сложность— неинформированность населения, чем пользуются маркетологи, вводя людей взаблуждение. А ритейлу сегодня невыгодно выделять наполке органику— унее оптовая цена выше, чем упродукции "био" и "эко", апродажная— одинаковая, так что торговым сетям выгоднее, чтобы купили неорганическое молоко, амолоко снепонятными приставками "био", "натуральное" итак далее. То есть усетей нет желания образовывать население, ау органиков нехватает сил наэто. Нужны инвестиции, специальные программы. Мы ведем просветительскую работу, носистемно этого непроисходит.
В итоге люди, казалось бы, стремятся кздоровому питанию, нолегко обманываются. А нынешний закон оборганике необязывает разводить наполке продукты "органик" и "био", "эко". При этом зарубежом вся эта продукция приравнена корганике, там это синонимы, все такие продукты сертифицированы. То есть биойогурт вИспании— это органический продукт. А тот же биойогурт, выпущенный той же международной корпорацией дляРоссии,— неорганический.
- Может быть, нужно ив России урегулировать этот момент законодательно?
—Я считаю, что да. Надо быть честным. Нужно, чтобы хотя бы эти три термина— "органик", "био", "эко"— были уравнены между собой, чтобы кним предъявлялись одинаково строгие требования, принятые ворганике.
А уж что говорить онепонятном продукте смаркировкой "фермерский"! Ведь посути, это означает просто мелкотоварное производство. Но это совершенно незначит, что "фермерское" молоко илимясо чище другого. Оно подчас даже хуже покачеству обычного индустриального продукта. Потому что укрупного хозяйства есть нормы, сколько можно использовать гормональных препаратов илиантибиотиков. А когда вличном хозяйстве несколько коров, тебя никто неконтролирует, фермер может применять любые добавки, гормоны, химию, антибиотики. Поэтому приставки "фермерский", "натуральный"— это нио чем. Миф о "полезной фермерской продукции" пора развенчать.
Мы говорим оважности поддержки органического производства состороны государства. Безусловно, любые субсидии хороши. Но важнее сейчас непроизводство, асбыт. Потребитель готов платить больше заздоровую еду, ноэта надбавка уходит нетуда. Если бы мы могли эту надбавку направить ворганику, то это лучшее, что можно сделать дляорганического сельского хозяйства. Просто увеличится рынок сбыта, который подтолкнет кразвитию производства. И это будут гораздо большие деньги, чем госсубсидия налитр молока илигектар земли. Покупатели— это те люди, которые итак платят премию— так пусть они платят ее зареальный результат, ане замаркетинговые ухищрения. Вот вэтом направлении должна идти просветительская изаконодательная работа.
- Какие главные стратегические цели ставите перед собой всфере развития холдинга "АгриВолга" иорганики вРоссии вцелом? Чего хотелось бы добиться— вгоризонте 5-7 лет ив более длинной перспективе?
—Мы ставим цели нетолько ворганике, нои вцелом вмолочном направлении, вкачественном молокоперерабатывающем бизнесе. Мы хотим развиваться дальше. Считаем, что унас мощная команда. Российский потребитель заслуживает продукцию самого высокого качества. Я бы всеми силами стремился ктому, чтобы замещать ширпотребную продукцию качественной. Это интересно, иэто рационально сфинансовой точки зрения.
Источник
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев