У секретарей обкома были не такие широкие возможности, но в пределах своей области практически такие же:
«Первый секретарь обкома – полновластный и фактически бесконтрольный сатрап в своей области, а остальные секретари обкома – его ближайшие подручные. У них не только высокая зарплата, казённые квартиры и дачи, машины, пайки, спецбольницы и спецсанатории, но и мало чем ограниченная возможность пользоваться всеми материальными благами, которые способна предоставить их область, по размеру равная средней европейской стране»
НеприкосновенностьПоскольку в судах и органах госбезопасности у номенклатурщика «все свои», других партий нет, и даже пресса не способна придать инциденту огласку, он может договориться по любому вопросу, где он немного переступил закон, и его не накажут, а могут даже и наказать пострадавшего. Восленский вспоминает:
«Один из западных министров, являющийся одновременно заместителем председателя правящей партии, возвращаясь с банкета, задел своим автомобилем стоявшую машину соседа. Полиция отобрала у министра водительские права, а суд обязал его выплатить большую денежную компенсацию. В Советском Союзе было бы иначе: милиция провела бы проверку, на трудовые ли доходы купил себе сосед машину, которую он столь нагло поставил там, где проезжал министр»
Свидетельствует доктор исторических наук, главный специалист Государственного Архива РФ Олег Хлевнюк:
«Репрессии против чиновников в послевоенный период были скорее исключением, чем правилом. Более того, как показывают документы, накануне смерти Сталина руководящие работники обладали фактической судебной неприкосновенностью. Обязательное согласование любых санкций против членов партии с руководством партийных комитетов вело к фактическому раздвоению правовой системы, о которой генеральный прокурор СССР в докладной записке в ЦК ВКП(б) незадолго до смерти Сталина писал так: «На самом деле существует два уголовных кодекса, один для коммунистов и другой для остальных. Есть много примеров, когда за одно и то же преступление члены партии остаются на свободе, а беспартийные попадают в тюрьму». Фактическое разделение юстиции по сословному принципу стало следствием корпоративной номенклатурной морали, которая допускала терпимое отношение к злоупотреблениям в своей среде и право сильного»
Многим интересно – почему в России такой низкий уровень верховенства права? В основном это связано со стремлением номенклатуры к неприкосновенности. Когда люди вынуждены не платить налоги из-за низких зарплат, когда вынуждены нарушать совершенно идиотские законы (которые невозможно не нарушить), каждого гражданина можно обвинить в чём-либо, если он осмелится перейти дорогу чиновнику или выступить против власти. Это один из самых эффективных инструментов, чтобы держать население в повиновении. Номенклатура этим успешно пользовалась и пользуется по сей день.
Другие привилегииПожалуй, самым оскорбительным в привилегиях номенклатуры была недоступность их для простых людей, даже если у них были накопленные деньги. Такого беспредела нет даже при капитализме свободного рынка. Восленский даже говорил о социальном апартеиде в СССР:
«Вы – обычный советский трудящийся, живёте на периферии или даже под Москвой. Попробуйте-ка получить московскую прописку, иными словами – разрешение жить в Москве. Не дадут вам такого разрешения, и в столицу вы попадёте в лучшем случае в жалкой роли «лимитчика». Не напоминает вам это южноафриканский запрет для чёрных селиться в Иоганнесбурге? А ведь так не только в Москве, но и в Ленинграде, и в столицах союзных республик…
Выйдем за черту города, в дачную местность; уж здесь-то простор. После долгих мытарств вы получили тут дачный участок – целых 0,12 га. Поставили дачу, оказалось – тесновато. Вы накопили денег и возвели второй этаж. От вас тотчас же потребуют его снести; не выполните – снесут без разговоров, да вы же ещё окажетесь виновным. Кому мешает ваш этаж? Никому. Просто вам «не положено». А недалеко от вас стоит двухэтажная дача, и участок – с прудом и беседками – размером в целый гектар. Ее хозяину положено: он – генерал, номенклатурный чин. Если же вы попробуете попросить себе хоть самый крошечный участок в районе, где находятся дачи более высоких номенклатурщиков, вам не только не позволят, но органы КГБ будут проверять: уж не шпион ли вы, не диверсант ли? И хоть ничего не найдут, подозрение останется и будет причинять вам неприятности ещё много лет.
Магазины, столовые, дачи, учебные заведения, прописка, телефоны, больницы, даже кладбища – одним положено, другим не положено. Да, разница определяется не цветом кожи, но всё-таки есть «белые» – номенклатура и «чёрные» – всё остальное население. Это социальный апартеид, он ничем не лучше расового»
Привилегии номенклатуры доходили до совсем страшного. Павел Судоплатов, служивший под началом Лаврентия Берия, вспоминал:
«Абакумов ознакомился с документами милиции об охранниках Берии, хватавших на улице женщин и приводивших их к Берии, что вызывало жалобы мужей и родителей»
Актриса Евгения Гаркуша, отвесившая пощёчину Берия за его непристойное предложение, была вскоре осуждена на 8 лет лагерей по сфабрикованному обвинению в шпионаже66. Актриса Татьяна Окуневская вспоминала, что её насильно привезли к Берии и напоили чем-то до провала в памяти, а сам Берия на допросе говорил:
«Я легко сходился с женщинами, имел многочисленные связи, непродолжительные. Этих женщин ко мне привозили на дом, к ним я никогда не заходил. Доставляли мне их на дом Саркисов и Надарая, особенно Саркисов. Были такие случаи, когда, заметив из машины ту или иную женщину, которая мне приглянулась, я посылал Саркисова или Надарая проследить и установить её адрес, познакомиться с ней и при желании её доставить ко мне на дом. Таких случаев было немало»
Чем номенклатура оправдывала свои привилегииВ СССР существовала целая индустрия оболванивания населения, которая имела два слоя – сокрытие и оправдание. Первый слой скрывал все факты из этой статьи и многие другие – существование привилегий отрицалось, объявлялось ложью подкупленных Западом агентов и так далее. Однако если человек имел на руках неопровержимые доказательства и предъявлял их (часто это были те номенклатурщики, у которых оставалось хотя бы немного совести), он сталкивался со вторым защитным слоем аккуратно выстроенной пропагандистской системы – оправданием. Это, прежде всего, сказки «номенклатура не класс», «в СССР нет эксплуатации» и так далее, они основаны на попытках вывернуть марксизм так, что в нём теряется смысл. Какой прок рабочему от того, что по какой-то догматической схеме нет его эксплуатации, если его машина, квартира, еда все равно уходят другому лицу, в данном случае номенклатурщику? Были оправдания и не догматические, например, лицемерная ложь про то, что привилегии нужны, чтобы «не уронить престиж страны и социализма»:
«Что же до представительских целей, то ими в номенклатуре действительно принято оправдывать роскошь квартир: любой номенклатурщик будет на людях утверждать, что ничего ему так не хочется, как жить в завещанной Лениным простоте, но вот представительские обязанности принуждают к роскоши, чтобы не уронить авторитет Советского государства. Впрочем, это аргумент для посторонних. А в своем кругу номенклатурщики, не стесняясь, любуются своими квартирами, мебелью и картинами. Да и кто из номенклатурных чинов принимает у себя дома иностранцев? Ну, изредка кто-нибудь из заместителей министра иностранных дел – например, долголетний заместитель министра иностранных дел, затем посол СССР в Бонне В.С. Семёнов в своей, как музей, обставленной московской квартире. А так ведь всё это болтовня о представительстве»
ИтогКаждый раз, когда номенклатурщики и их пропагандисты хвалят Иосифа Сталина и созданную при нём систему, когда они культивируют тоску по СССР, верится им не очень охотно, когда знаешь, в какой роскоши они купались в то время и как давили тех, кто осмеливался поднять руку на номенклатуру. Их задача – вернуть то время. Наша задача – не верить ни им, ни пропагандистам крупного бизнеса, а построить общество социальной справедливости, которое будет отвечать интересам большинства граждан.
Читая же данную статью, вы наверняка отметили, как же всё это похоже на современных единороссов и чиновников. Неудивительно – номенклатура в начале 1990-х просто изменила экономический курс, и немного политический, однако лица остались всё те же. И без люстрации номенклатуры вышеуказанные привилегии будут сохраняться и множиться.
#СССР #номенклатура #сталинизм #советская #история #правда===========================================
Спасибо, всем, у кого хватило терпения дочитать, не забудьте оценить публикацию.
Я понимаю, многие оказались не согласны с мыслями, изложенными мной. Если желаете оспорить, то давайте пообщаемся в комментариях.
Но хочу предупредить, post - коммунистов и post - сталинитов, на хамство отвечу симметрично.
И ещё, я родился в самом начале 60-х, так что про жизнь в СССР, знаю не понаслышке.
Нет комментариев