Много всего было написано и сказано о том, как в 1500х годах среди крепостей засечной черты для оберега государства от нападок южных нападчиков был основан город-крепость Епифань. Привезли стрельцов, пушкарей, конных. Соорудили крепость на высоком епифановом холме для ведения боев, а в мирное время служивые рассосредотачивались по слободам, раскинувшимся вблизи Епифани.
Однако, набеги продолжались, воины вставали на пути у врагов и обороняли свои позиции, не давали южным гостям пробираться к Москве и завоевывать русские земли.
Но в 1600х годах случилось так, что враг смог сломить сопротивление защитников и уезд Епифанский почти опустел, были разорены многие храмы и сожжены целые слободы. И ближе к концу 1600х происходило очередное заселение земель народами.
Эту тему я немного подсмотрел у Сергея Васильевича Кусакина в его трудах и при созвонах. Мне очень интересно, как же развивалась история данной местности и хочется восстановить события по интересующим меня маленьким населенным пунктам большого Епифанского уезда и ранее многие вещи уже удалось довести до времен 300 летней давности, но впереди еще есть работа.
Въезжая в Епифань, можно увидеть металлические таблички – 1578 год.
Официально этот год является годом основания Епифани, ну и, соответственно, ее владений. И вот к концу 1600х в переписях указывается часто о новопоселенных деревнях, переведенных народах. На картах 1700х мы видим нанесенные слободы в одних местах, а историки-археологи проводят раскопки и обнаруживают более ранние поселения почти рядом, но чуть в отдалении, появляются даже термины – Старая Рождествена слобода, Старая Голина слобода.
1600е выдались нестабильными. Например, разрушена церковь Рождества в слободе Рожественой, по названию которой слобода изначально и получила свое имя. Все это время совершались набеги.
Среди косвенных доказательств есть и вот такой рассказ о пленном священнике.
При появлении набегов татарских обыкновенно скрывались на дубах или прятались со своим имуществом в пещерах, вырытых в лесу. От смутных этих времен сохранилось здлесь множество трогательных преданий и между прочем так рассказывают об одном священнике.
В летний праздничный день во время самой обедни вдруг послышался топот коней и раздались нестройные вопли. Народ бросился из церкви, чтобы скрыться в оврагах. Между тем Священник, вероятно боявшийся только одного бога, продолжал приносить жертву о спасении своей паствы. Варвары вторглись в алтарь, схватили его и отвели в отдаленные свои улусы. Несколько лет томился он в плену. Лил слезы на реках чуждых о своем Сионе и пастырь овец стерег, табуны лошадей. Однажды, посыпав седины пеплом, пел он дрожащим голосом следующий стих: «Я не забуду тебя, Ерусалиме, забвенно буди десница моя».
Кто-то из русских вельмож проезжая мимо со своей дружиной вслушался в знакомые ему звуки и расспросив страдальца об его участи, возвратил его на родное пепелище.
Соображаясь с подробностями рассказа, должно отнести это происшествие к началу семнадцатого века. Весьма вероятно, что Крымские Татары продолжали свои набеги до царствования Петра Великого.
И только в 1700х всё стало более-менее устаканиваться, чтобы дойти уже до наших времен.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев