Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
➡ Подготовительный период (от рождения до 1 года). Первые голосовые реакции – крик и плач, способствующие развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов. В возрасте нескольких недель малыш начинает прислушиваться к голосам окружающих людей и реагировать на них.
В 2 месяца появляется гуление, а к 3-4-м месяцам начинается стадия лепета. С 5 месяцев ребенок пытается повторять артикуляцию за взрослыми. С 6 месяцев в речи появляются слоги. В период с 6 месяцев до года ребенок различает определенные звуковые сочетание и сопоставляет их с предметами или действиями.
Конец периода отмечается появлением первых слов.
➡ Преддошкольный период (от года до 3 лет). Дети обращают особое внимание на артикуляцию окружающих, повторяют за взрослыми, пытаются произносить все более сложные слова.
➡ С года до 1,5 лет детская речь носит ситуационный (контекстный) характер. Понять, что хочет ребенок, получается лишь с учетом ситуации. Малыш активно использует невербальные средства общения.
Начиная с 1,5 лет речь приобретает более обобщающую направленность. Он начинает понимать инструкции взрослых.
➡ С 2-х до 3-х происходит активное накопление словарного запаса. К началу 3-го года жизни осваиваются простые грамматические категории. Возникает переход от односложных высказываний к простым фразам с нарушенными нормами согласования. К двум годам им практически полностью усвоена категория единственного и множественного числа; появляются падежные окончания. Понимание речи опережает произносительные возможности ребенка.
➡ Дошкольный период (от 3 до 7 лет). У многих детей звукопроизношение искажено, потому что органы артикуляции еще не готовы к сложным укладам. Формируются фонетико-фонематические процессы, развивается грамматический строй и связная речь. Предложения усложняются, становятся более распространенными.
Детские ответы похожи на короткий рассказ. Начинается овладение монологической формой речи, дошкольник может пересказывать короткие сказки без помощи взрослых.
К концу дошкольного периода оказываются полностью сформированными правильное звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы и контекстная речь.
➡ Школьный период (от 7 до 17 лет). Отличительная особенность – сознательное усвоение речи. Происходит овладение навыком звукового анализа, усвоение грамматических правил родного языка. Главная роль отводится письменной речи. Ребенок учится сознательно использовать приобретенные речевые навыки.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев