Под масками Бабы-Яги, Кащея Бессмертного, Лешего, Шута скрывался один человек — Георгий Францевич Милляр.
В годы Советского Союза Георгию пришлось скрывать свое аристократическое происхождение. Его отец, французский инженер Франц де Милье, и мать, дочь золотопромышленника, относились к кругам, которые после революции подверглись преследованиям.
Семья утратила всё: имущество, титулы, сбережения. Московская квартира и дом в Геленджике были конфискованы, взамен им достался лишь крошечный уголок в коммуналке. Чтобы избежать внимания властей, Георгий сменил фамилию и старался не выделяться, живя как обычный советский гражданин.
Однако в глубине души он грезил сценой. Свой творческий путь Милляр начал с работы бутафором в театре. Но судьба вмешалась неожиданным образом: актриса в роли Золушки заболела, и Георгий заменил ее на сцене. Этот случай стал поворотным моментом — театр навсегда завоевал его сердце.
Позже он стал постоянным актером в фильмах выдающегося режиссера Александра Роу, создателя культовых советских сказок вроде «Василисы Прекрасной», «Морозко» и «Кащея Бессмертного». На роль Бабы-Яги Роу рассматривал даже таких звёзд, как Фаина Раневская, но выбор остановился на Милляре. Актёр с улыбкой замечал: женщины такого персонажа не сыграют — «Как только гримёр отвлечётся, сразу начнут что-нибудь поправлять! А я могу быть терпеливым».
В основе образа Бабы-Яги у Милляра лежали впечатления от двух женщин: сутулой козопаски из Ялты и сварливой соседки по коммунальной квартире. Для перевоплощения в этого персонажа грим занимал не менее шести часов. Зато для роли Кащея дополнительных усилий почти не понадобилось — во время съёмок, перенесший малярию и похудевший до 40 килограммов актер выглядел как настоящий скелет. Эта роль принесла ему всесоюзное признание, а зрители даже видели в Кащее сатирический образ Гитлера.
Несмотря на небывалую популярность, жизнь Георгия Милляра оставалась омрачённой одиночеством. За пределами фильмов Александра Роу его практически не приглашали сниматься — лишь этот режиссёр полностью оценил и поддерживал талант актёра. Более того, Роу однажды помог Милляру справиться с трудностями, организовав его брак с соседкой-вдовой Марьей Васильевной, у которой было трое детей. Некоторые современники предполагали, что Георгий Францевич мог быть гомосексуалом, связывая такие слухи либо с предвзятыми взглядами, либо с его замкнутым образом жизни. Однако актёр Александр Кавалеров категорически опровергал подобные разговоры, называя их клеветой. По его мнению, Милляр просто любил выпить и не делал из этого тайны. Сам актёр шутливо утверждал: "Алкоголь — проводник между человеком и реальностью". Его предпочтением был тройной одеколон.
С годами здоровье Милляра стало ухудшаться, и многие режиссёры опасались брать его в проекты, боясь, что он не сможет завершить съёмки. В результате актёр стал появляться только в эпизодических ролях короткометражных лент, таких как «Ералаш» или «Фитиль». Работы становилось всё меньше, а финансовое положение ухудшалось. В свой последний день он проснулся, выпил рюмку водки и попросил у супруги "что-то кисленькое". Так как шампанского дома не оказалось, ему предложили бокал сухого вина. После этого Георгий Францевич лёг на кровать и мирно скончался.
Похороны актёра прошли без лишней помпезности и громких речей. Личные вещи Милляра были переданы в Музей кино, но истинное наследие артиста осталось в киноплёнке. Каждый раз, когда зрители пересматривают старые сказочные фильмы, где Баба-Яга весело рассекает в ступе или Кащей сжимает иглу своей смерти в костлявых пальцах, они видят не просто маску или костюм. В этих персонажах отражается человек, который сумел преодолеть боль и одиночество ради того, чтобы дарить детям чудо сказки.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2