12.2025 года на уроке истории в 10 классе мы разбирали одну из ключевых страниц мировой истории — окончание Второй мировой войны. Тема звучала так: «Война с Японией. Окончание Второй Мировой войны.»
Часто в массовом сознании война заканчивается в мае 1945-го. Но для мира, особенно для Азиатско-Тихоокеанского региона, она длилась до сентября. И решающую роль в её завершении сыграл СССР.
Наш урок прошел динамично и включал несколько форматов работы:
1. Работа с картой — стратегия и масштаб.
Мы начинали с военной карты августа 1945 года. Ребята анализировали направления главных ударов советских войск (Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов), отмечали, как была окружена миллионная Квантунская армия. Это помогло понять невероятные темпы наступления (всего 24 дня) и мастерство советского командования в проведении Маньчжурской стратегической операции.
Мы обратились к историческим документам:
· Из заявления СССР Японии о вступлении в войну (8 августа 1945 г.) — обсуждали правовые и политические причины (союзнические обязательства перед США и Великобританией, а также безопасность дальневосточных границ).
· Воспоминания участников событий — сравнивали впечатления советского солдата и японского офицера. Это позволило увидеть человеческое измерение войны: тяжелейшие условия, героизм, трагедию и для одной, и для другой стороны.
Мы не обошли стороной сложные темы: почему СССР так быстро смог разгромить сильнейшую группировку? Каково было значение атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки для начала нашей операции? И главный вопрос: можно ли считать вступление СССР в войну решающим фактором капитуляции Японии? Мнения разделились, и это было самое интересное — аргументировать свою позицию, опираясь на факты.
Чтобы каждый мог проявить себя, домашнее задание было на выбор:
· Уровень 1 (базовый): Составить хронологическую таблицу «Основные события советско-японской войны августа 1945 года».
· Уровень 2 (аналитический): Написать эссе-рассуждение на тему: «Почему Курильскую десантную операцию можно назвать образцом доблести и сложнейшей военной задачей» или Подготовить презентацию или устный рассказ об одном из воинов Соболевчан, участвовавших в Курильской десантной операции.
Уровень 3 (творческий) подготовить исторический комикс о подвиге одного из участников операции.
Вывод урока получился важным: война с Японией стала не просто «добиванием» противника. Это была блестящая военная операция, вернувшая нашей стране утраченные в 1905 году территории, изменившая геополитическую карту Дальнего Востока и поставившая точку в самой кровопролитной войне в истории человечества.
Ребята работали отлично, задавали острые вопросы. Видно, что тема, которая долго оставалась в тени европейских событий, их искренне заинтересовала.
#10класс #история #урок #открытыйурок #знания #школа


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев