историческая справка
ВОРОТНИКИ (Никольское), село, ныне Лямбирьский район Республики Мордовия. До 1930г. Саранский уезд Пензенской губернии. Село возникло в середине XVII века на Атемарском участке
2-й засечной черты для охраны проездных ворот через укреплённую линию. Здесь проходила большая дорога на Симбирск, что способствовало появлению второй «специальности» жителей – ямской гоньбы. Однако в XIX веке село оказалось в стороне от торных дорог, что и определило экономический застой.
В середине XIX века в Воротниках и приписных деревнях Дмитровская, Жулебино, Малое Маресево, Анучино, Пеньковка, проживали 2340 человек. В начале XX века приход увеличился до 2530 человек. Кроме того, имелись старообрядцы, причём в большом количестве. Беспоповцев значилось около 750 человек, и единоверцев 115 человек. Первые, деревянные, храмы имели именование в честь святителя Николая Чудотворца. Отсюда и церковное название села – Никольское.
В 1803г. помещик Кошелев Григорий Борисович, проживавший в С.-Петербурге, построил для своих крестьян новый каменный храм, освящённый в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радости». В середине 1840-х годов помещики Панов Алексей Дмитриевич и Ирина Фёдоровна Жулебина, помогли приходу возвести придел, в котором была освящена тёплая церковь во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Последняя капитальная переделка храма датировалась 1892 годом. Годом ранее, в 1891г., по инициативе епархиального управления, в Воротниках была выстроена вторая, деревянная (???), церковь, освящённая тоже во имя святителя Николая Чудотворца. (???) Этот храм считался единоверческим и в его приход входили 156 человек, в том числе примкнувшие к единоверцам беспоповцы. Службу вели православные священники с помощью духовных старшин старообрядческих общин.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 17
село (второй благочиннический округ) Саранский
уезд.
Храм Скорбящей Божией Матери (в трапезной престолов и
иконостасов еще нет), каменный, построен в 1892 г., разстоянием от г.
Пензы 125 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 1
д., пахотной и сенокосной 68 д., в числе коей 30 д. неудобной. Жалованья 258 р.
Дом для священника церковный. Прихожан м.п. 1604, ж.п. 1125. Приход состоит из
села и дер. Онучина (в 1 в.), Романовки (в 1 ½ в.), Пеньковки (в 2 в.),
Жулябина (в 3 в.), Дмитриевки (в 5 в.) и Малаго Маресева (в 3 в.). В селе
церковно-приходская школа.Источник:"Церкви, причты и
приходы Пензенской епархии", составил А. Попов. Пенза, типогр. губерн.
правления. 1896.
ВОРОТНИКИ
В сер. ХIХ в. старообрядцы беспоповского толка появились в
...Ещёс. Воротники Саранского уезда; тогда же определился их наставник – начетчик
Иван Буров, из крестьян. Буров характеризовался миссионерами как упорный и
невежественный фанатик; о нем писали, что его достоинством было умение
убедительно преподносить тексты Священного Писания, толкуемые им по своему
разумению. Тем не менее, Буров сумел сколотить сплоченную группу единоверцев,
воспринимавших его как учителя и духовного отца. К конце XIX в. число
беспоповцев в Воротниках достигло 750 чел., это была самая многочисленная
раскольническая община в Саранском уезде. К беспоповцам примкнула умножившаяся
община Спасова согласия (тяготевшая к «глухой нетовщине»), достигшая
численности в 115 чел. Для спасовцев в 1891 была построена специальная
единоверческая Никольская церковь, в приход которой вошла и часть беспоповцев,
из числа умеренных. Радикально настроенные раскольники вошли в конфликт с
православным населением, чем о
ВОРОТНИКИ
В сер. ХIХ в. старообрядцы беспоповского толка появились в
https://posredi.ru/staroobryadcy-v-mordovii.htmlс. Воротники Саранского уезда; тогда же определился их наставник – начетчик
Иван Буров, из крестьян. Буров характеризовался миссионерами как упорный и
невежественный фанатик; о нем писали, что его достоинством было умение
убедительно преподносить тексты Священного Писания, толкуемые им по своему
разумению. Тем не менее, Буров сумел сколотить сплоченную группу единоверцев,
воспринимавших его как учителя и духовного отца. К конце XIX в. число
беспоповцев в Воротниках достигло 750 чел., это была самая многочисленная
раскольническая община в Саранском уезде. К беспоповцам примкнула умножившаяся
община Спасова согласия (тяготевшая к «глухой нетовщине»), достигшая
численности в 115 чел. Для спасовцев в 1891 была построена специальная
единоверческая Никольская церковь, в приход которой вошла и часть беспоповцев,
из числа умеренных. Радикально настроенные раскольники вошли в конфликт с
православным населением, чем отвратили от себя внимание окрестных крестьян, не
захотевших иметь ничего общего со смутьянами.
Источник: POSREDI.RU -
Воспоминания Веры Алексеевны Филатовой, включенные
Б.М. Житковым в его мемуары.
Федор Федорович Филатов, один из младших
братьев профессора Нила Федоровича, женился на одной из младших дочерей Алексея
Дмитриевича Панова - Вере Алексеевне. Она родилась в 1861 году в Воротниках и
там же выросла. Вера Алексеевна скончалась в 1929 году. От нее осталась тетрадь записок, которая пострадала от какой-то
случайности. Осталось всего 45 страниц без начала и конца. Я перепишу здесь
почти целиком эти воспоминания, и прибавлю только вначале несколько эпизодов,
которые были рассказаны мне дочерями Веры Алексеевны.
Алексей
...ЕщёДмитриевич Панов почти всю жизнь прожил в своем имении Воротники. До переезда
туда он был лихой гусар и служил в Петербурге, на виду у двора и по обычаям
николаевской гвардии. Он был отчаянный игрок в карты и проиграл уже два больших
именья. Такая же участь угрожала и последнему - Воротникам. Но тут его
ангел-хранитель или духи гордых предков внушили ему и кутившим
Воспоминания Веры Алексеевны Филатовой, включенные
Б.М. Житковым в его мемуары.
Федор Федорович Филатов, один из младших
братьев профессора Нила Федоровича, женился на одной из младших дочерей Алексея
Дмитриевича Панова - Вере Алексеевне. Она родилась в 1861 году в Воротниках и
там же выросла. Вера Алексеевна скончалась в 1929 году. От нее осталась тетрадь записок, которая пострадала от какой-то
случайности. Осталось всего 45 страниц без начала и конца. Я перепишу здесь
почти целиком эти воспоминания, и прибавлю только вначале несколько эпизодов,
которые были рассказаны мне дочерями Веры Алексеевны.
Алексей
Дмитриевич Панов почти всю жизнь прожил в своем имении Воротники. До переезда
туда он был лихой гусар и служил в Петербурге, на виду у двора и по обычаям
николаевской гвардии. Он был отчаянный игрок в карты и проиграл уже два больших
именья. Такая же участь угрожала и последнему - Воротникам. Но тут его
ангел-хранитель или духи гордых предков внушили ему и кутившим у него
гвардейским товарищам спасительную идею. Государыня Александра Федоровна ездила
по Петербургу в открытой коляске, в белом костюме, на четверке белых коней. У
Панова жила балерина Мария Ивановна, ставшая позже его женой и матерью многих
детей. Офицеры одели красивую и юную Марию Ивановну в белый костюм, подобрали
четверку лихих белых, и Мария Ивановна понеслась по Невскому точной копией
императрицы. Нужно думать, что лакея с надетой поперек, "с поля",
треуголкой офицеры не посадили, - это сделало бы озорство слишком явным и
дерзким. Но публика этого не разобрала. Генералы становились во фронт,
джентльмены снимали шляпы. Через несколько дней Алексею Дмитриевичу предложено
было выбыть из Петербурга в свои деревни. Продолжаю словами тетушки Веры
Алексеевны.
"Переехав жить в деревню, отец
вначале горячо занялся хозяйством. В этом имении, с тех пор, как им владел еще
дедушка, кроме управляющего никто не жил. Для него был небольшой флигель, в
котором, объезжая свои владения, дедушка живал по нескольку дней. В этот
флигель пришлось приехать и отцу. Устроившись кое - как в трех комнатах, он в
первое же лето пристроил к флигелю порядочный домик. Впоследствии, по мере того
как семья увеличивалась, увеличивался и дом; с обоих его концов сделаны были
еще пристройки. С одной стороны пристройка была двухэтажная, а с другой ее
можно было назвать и трехэтажной. На крыше второго этажа построена была
небольшая башня, наверху которой, на высоком шесте, развевался флаг. Жить в
этой башне можно было только летом, - печей тем не было.
что здесь в азартные игры не играли, никогда помногу не проигрывал. В деревню он приехал еще в крепостное время. Но, будучи от природы добрейшим человекам, не только жестоко, но и строго не обращался с людьми. Никто не помнил, чтобы у нас, за какие-то бы ни было провинности, водили пороть на конюшню. Отца никто из служащих не боялся. Только мать, которая дальше домашнего хозяйства ни во что не вмешивалась, была строга о прислугой. В доме все ее побаивались и ходили по струнке. В первое время, поселившись в деревне, она всюду сопровождала отца,
любила верховую ез...Ещё"…В первый же год отец познакомился с соседними помещиками, которых в то время еще много жило по деревням. Некоторые имели псовые охоты и осенью часто съезжались, устраивая облавы на лис и зайцев, которых в то время было много в нашей местности. Отец любил общество, часто ездил к соседям и бывал доволен, когда они приезжали к нему. В деревне он продолжал играть в карты, но или не забывая прежней неудачи в игре, или потому,
что здесь в азартные игры не играли, никогда помногу не проигрывал. В деревню он приехал еще в крепостное время. Но, будучи от природы добрейшим человекам, не только жестоко, но и строго не обращался с людьми. Никто не помнил, чтобы у нас, за какие-то бы ни было провинности, водили пороть на конюшню. Отца никто из служащих не боялся. Только мать, которая дальше домашнего хозяйства ни во что не вмешивалась, была строга о прислугой. В доме все ее побаивались и ходили по струнке. В первое время, поселившись в деревне, она всюду сопровождала отца,
любила верховую езду, лихо скакала и часто участвовала в охотах. Когда же начали, чуть не каждый год, родиться дети, она поневоле оставалась больше дома… …Почти безвыездно прожил отец в деревне лет 15, Дальше губернского города он, кажется, в то время никуда не выезжал. Кроме хозяйства, охоты и поездок к соседям он ничем не занимался и в то время нигде еще не служил. Привольная деревенская жизнь вскоре превратила его из
стройного красавца-гусара в растолстевшего ленивого помещика. Он отпустил себе бороду, одевался в поддевку и красную рубашку и после сытного обеда любил часа два поспать. Помню, как он, встав после послеобеденного сна, с расстегнутым воротом рубашки, садился в кресло у открытого в сад окна. Лакей ставил перед ним кувшин холодного квасу. С наслаждением его попивая, он разговаривал с садовником, который поливал цветы, и торопил заболтавшихся поденщиц проворнее таскать воду.”
https://disk.yandex.ru/i/Zf8MDNE1M4s8bQ