Логопедическое обследование – это комплексное обследование, направленное на выявление нарушений речи у ребенка, путем всестороннего и полного изучения речи и ее компонентов. Обследование состоит из нескольких этапов и позволяет всесторонне изучить уровень речевого развития у ребенка.
Логопедическое обследование с ребенком проходит в игровой форме — такой подход дает наиболее лучший результат в плане диагностики, ведь все, что проходит в игровой форме, не создает ребенку дискомфорт, но, в то же время, является весьма информативным для логопеда.
Беседуя с ребенком, логопед выявляет: понимание ребенком инструкций, просьб, заданий. Полноценное понимание речи - необходимая предпосылка для правильного формирования речи у ребенка. Поэтому, приступая к обследованию ребенка, логопед изучает импрессивную сторону речи (понимание речи).
Логопедическое обследование включает в себя:
1. Обследование артикуляционного аппарата.
Данные о строении и подвижности органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата он устанавливает, предлагая ребенку выполнить упражнения артикуляционной гимнастики перед зеркалом.
2. Обследование фонематических процессов.
Обследование фонематических процессов у ребенка включает в себя:
- обследование фонематического восприятия;
- обследование операций фонематического анализа;
- обследование операций фонематического синтеза;
- обследование фонематических представлений.
3. Обследование звукопроизношения.
Для обследования звукопроизношения логопед подбирает картинный материал, чтобы обследовать спонтанное и изолированное произношение всех групп звуков у ребенка.
4. Обследование слоговой структуры слова.
Для обследования слоговой структуры слова, ребенку предлагаются слова с разным количеством и типами слогов, слова со стечением согласных в начале, середине и в конце слова, и другой картинный материал в соответствии его возраста.
Таким образом, в ходе обследования логопед выявляет уровень и типы нарушения слоговой структуры слова у ребенка.
5. Обследование лексики.
У ребенка обследуется импрессивный и экспрессивный словарь, картинный материал подбирается в соответствии с возрастными нормами.
6. Обследование грамматического строя речи.
Картинный материал подбирается в соответствии с возрастными нормами.
7. Обследование связной речи.
Обследование связной речи включает в себя:
1. Разговорно-описательную беседу. Логопед задает вопросы: «Как тебя зовут?» «Сколько тебе лет?» «Как твоя фамилия?» «Как зовут маму (папу)?» и другие вопросы.
2. Навыки сформированности связной речи:
- составление рассказа по картинке;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- пересказ; - рассказ – описание.
Своевременно выявленные логопедом речевые нарушения у ребенка, позволяют вовремя оказать ему эффективную логопедическую помощь.
Если вы заметили проблемы у своего ребёнка своевременно обратитесь за помощью к специалистам.
Будьте здоровы!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев