Виктория Солнцева, Художественный музей:
- Грет, спасибо, что согласились на эту беседу. Мы проводим её в преддверии 80-летия художника Андрея Петровича Пашкевича. Десять лет назад, благодаря Вам, жители нашего города впервые познакомились с творчеством Андрея Петровича. А как с ним самим познакомились Вы? И как ваше общение, ваш союз отразился в его живописи?
Грет Ван Хаелст:
- Это очень интересная история. Я, конечно, была очень удивлена, когда в начале 90-х, после того, как я стала работать в Москве, увидела, что два человека приехали ко мне для того, чтобы поставить дверь в моей квартире. Оказалось, что один из них художник Андрей Пашкевич, кинооператор, который сидел без работы, потому что такие времена сложные были в начале 90-х, и его друг Сергей, инженер, и они поставили у меня в квартире дверь.
Потом, когда они уходили, они сказали: «Вот Вам наш номер телефона, если кран течет или что-то ещё, всегда можете к нам обратиться».
И так получилось, что через несколько месяцев меня пригласили посмотреть, как пишет Андрей Пашкевич картины в мастерской вместе с другими художниками. Я туда поехала с другом, и когда всё посмотрела, он спросил: «А какая картина Вам больше нравится?». А я смотрела, думала: «Ой, вот эта картина ''Голос'' мне очень нравится».
А он сказал: «Вот Вам картина ''Голос''!». Я спросила, сколько должна ему за картину? Он засмеялся, махнул рукой и положил картину мне в машину. Я так была этим удивлена, я просто хотела его поблагодарить, позвонить и сказать что-то… И вот так у нас началась эта связь, которая длилась 20 лет до его смерти в 2011 году.
Он для меня был удивительным, хорошим, добрым, мудрым человеком. И я так была удивлена, какой он талантливый, он всё умел делать. [С детства] он начал фотографировать, когда папа ему дал первый фотоаппарат. Потом он начал учиться во ВГИКе на профессию кинооператора. Но вот заложено в нем было это умение рисовать, это тоже благодаря отцу Пашкевичу Пётру Исидоровичу, который был профессором на художественном факультете ВГИКа и снял кучу очень хороших фильмов в советские времена. Так что у [Андрея] было заложено вот это умение рисовать, и он этим развлекался.
Как кинооператор, он, конечно, долгое время работал, это его первоначальная работа, но он никогда не останавливался и всегда что-то делал. Даже в сложные 80-е и 90-е, он, по-моему, стоял в Измайлово и тоже какие-то ландшафтики [пейзажи] старался продать. Так мы познакомились, и он всегда очень нежно и хорошо относился ко мне, и искусство для него всё-таки было самым главным.
Виктория Солнцева:
- Широкую известность Пашкевичу принесли работы из цикла «Политэкология». Эти живописные хроники социальных и политических событий нашей страны были показаны на выставке 2015 года с одноимённым названием в нашем музее. Однако на протяжении всей своей жизни, как Вы и сказали, он тяготел к абстрактному искусству. И именно работы, написанные в этой стилистике, вы передали в 2021 году нашему музею. Что Вы можете сказать об этих работах, о тех работах, которые Вы подарили нам? И почему именно Ивановскому художественному музею?
Грет Ван Хаелст:
- Вот почему я выбрала музей Иванова для того, чтобы подарить абстрактные картины: потому что я знала, что здесь, в музее Иванова, есть очень хорошая коллекция авангардистов, да и просто по всем иным направлениям, но и по абстракции.
Поэтому, я думала, если музей примет, я буду очень рада, потому что тогда мой муж будет в очень хорошем обществе. Его картины будут лежать с замечательными художниками, которые здесь хранятся, чему я тоже была очень рада.
Я предложила картины из триптиха «Движение», потому что для меня это то же, что происходит в России. Здесь всё время всё меняется ещё быстрее, чем в любом другом месте. И мне показалось, что картины «Движение» как раз [отражают эти процессы].
Для меня также важна картина «Перспектива», потому что, несмотря ни на что, я всё время думаю: вот есть перспектива для России! Это будет хорошее, светлое будущее. И картина светлая, так как Андрей хотел, чтобы будущее было светлым для России. Он очень гордился своей страной, и очень скучал, когда он не мог быть в России из-за того, что лечение его проходило в Бельгии (Андрей Петрович страдал от тяжелой формы онкологического заболевания – прим. ред.), и сразу после лечения он постарался как можно быстрее вернуться в Россию. Без России он жить не мог, просто не мог.
Есть ещё картина «Стекло» - невероятно легкая, скажем так, прозрачная, и это тоже связано с предвидением или предсказанием Андреем [лучшего] будущего. Все эти картины для меня имеют смысл будущего.
То, что было у него в голове, по-моему, это всегда было желание того, чтобы в стране стало лучше, и поэтому вот именно эти картины - «Движение», «Перспектива» и «Стекло» - они для меня очень наполнены мыслями. Вот поэтому я очень рада, что они здесь. Ну а «Футбол» - это такая легкая картина, ни к чему не обвязывает (смеётся).
Виктория Солнцева:
- Грет, мы Вас благодарим за этот разговор, и ещё раз хотим сказать «спасибо» за доверие, за то, что Вы подарили нам эти работы, потому что, безусловно, Андрей Петрович Пашкевич - художник, чье имя было и остается очень заметным и важным в истории современного искусства нашей страны. Спасибо Вам большое за этот разговор!
Грет Ван Хаелст:
- А я благодарна за всю поддержку, которую я всегда получаю именно от музея Иванова в течение 10-ти лет. Спасибо!
Ивановский областной художественный музей, 18 марта 2025 года
Нет комментариев