Итак, лирика. Ну или назовём это стенаниями миллениалки. Что имеем? Возле моего окна стоит лавка, а вокруг моего дома три (!!!) школы. Каждый рабочий (читай учебный день), в обед, пока я вливаю в себя вторую кружку кофе и пытаюсь работать, я слышу мат. Мат, что произносят детские голоса. Вот эти милые голоса, которых еще не коснулись прелести пубертатных изменений, на все лады рассказывают друг - другу о жизни (к месту и не к месту, используя обсценную лексику). Слушаю и волосы дыбом.
Почему у меня такая реакция? Я считаю, что воспитанием детей должны заниматься их родители, сама я замечания юным особам не делаю, да только вот ведь не задача, у меня растет четырехлетка. Однажды притащил из сада матерное слово, прибежал ко мне и с гордым видом, громко и звонко так мне его произнес. Позже еще и объяснил значение, и в каком контексте надо его употреблять. Жизнь к такому меня не готовила. Дамы и господа, всем корвалолу за мой счет, ну будем!
На книгу «Запретные слова. Заметки лингвистов о русском мате» Анатолия Баранова и Дмитрия Добровольского я наткнулась случайно. По началу привлекло внимание яркое оформление и дико зацепила концепция, где обесценная лексика стала предметом научного изучения. Подумала дай-ка загляну в издание, авось чего интересного узнаю. Тут всего шесть глав: «Собиратели брани», «Мат в русской литературе», «Дискурсивные практики использования мата», «Новое в обесценном дискурсе», «Право мата» и «Концептуализация нехороших слов». Объем маленький, всего - то 240 страниц, но тут претензий никаких нет, заметки они и в Африке заметки.
Очень важно отметить, что книга имеет возрастной ценз 18+, так как содержит в себе анализ матерных слов, примеры их употребления, цитаты для демонстрации производимого ими эффекта.
Кому будет интересно?
*Лингвистам и филологам, в том числе, исследователям устной речи, фольклористам и т.д.
*Всем кто увлекается социологией, культурологией, историей и психологией. В тексте затрагиваются темы социальной стратификации, выстраивание иерархий, препарируются культурные механизмы и общественные табу.
*Писателям, редакторам и всем, кто работает со словом. Что можно использовать и что нельзя. Для чего вообще нужно подобного рода лексику использовать и причем здесь приемы языковой игры.
*Тем, кто интересует русской литературой. Авторы анализируют проникновение мата в художественные произведения. Начинают с эпиграмм «Солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина и заканчивают романами человека - загадки Виктора Пелевина.
Данная книга не осуждает и не оправдывает употребление мата, она просто рассматривает его как языковое явление с нейтральной научной позиции. Прочла ее за пару часов и мне кажется, идеальное издание, чтобы взять его с собой в путешествие, такой забавный получается досуг с налетом просвещения.
Вопрос, что делать с матерящимися подростками на лавочке возле моего окна, как вы поняли, остается без ответа. А вы что посоветуете? Как относитесь к обсценной лексике: осуждаете или нет - нет да и да?
Хотелось бы вам прочитать такую книгу?


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев