Как бывший преподаватель предмета "Информационные жанры журналистики" я смотрю на Дзен как на своеобразное объединение СМИ со своими особенностями и законами.
Самая яркая "фишка" площадки Яндекс.Дзен - это заголовки. Копируя друг друга, авторы выработали совершенно особый вид заголовков. И обесценили, сделали нежизнеспособными другие виды этой части статьи, десятилетиями существовавшие до этого.
Коротенький теоретико-исторический экскурс.
Задач у заголовка всегда было две: проинформировать читателя о содержании материала и одновременно заставить его читать дальше. В классической журналистике (господи, тут надо взрыднуть, она же почти умерла) разные исследователи выделяли разные типы заголовков.
Обобщу для простоты:
Информационный заголовок. Пример: Женя Борисова написала статью о заголовках.
Заголовок-интрига. Пример: Написан уникальный текст о заголовках, для которого невозможно подобрать заголовок.
Заголовок - игра слов:«Фарш несогласных» (это не я, это "КоммерсантЪ", который славится своими заголовками).
Лучшие заголовки "Коммерсанта", источник фото: Яндекс.Картинки
Так вот: ни один из этих заголовков не жизнеспособен на Дзене, кроме, пожалуй, игры слов.
Но, к сожалению, большинство из нас с вами реальные шедевры может придумать разве что случайно. И то это не гарантирует успеха текста.
И вот почему. В газете/журнале раньше заголовок действовал в сочетании с заголовочным комплексом (подзаголовок, лид). Прочитав заголовок, ты "дополучал" информацию ещё в нескольких строчках под ним. А дальше уже принимал решение, читать ли дальше.
На Дзене ситуация такая: заголовок должен и проинформировать, и заинтриговать одновременно, при этом сделать и то, и другое железобетонно. Чтобы читатель был и проинформирован, и заинтригован одновременно. А это задача не из лёгких, советским журналистам и в страшном сне не приснилась бы. Подзаголовок на Дзене пишется меленько и не всегда читается проходящим мимо (пролистывающим ленту) человеком.
При этом автор на Дзене сталкивается ещё с некоторыми ограничениями:
В таких, скажем прямо, нечеловеческих условиях авторы Дзена придумали свой вид заголовка.
Назовём, его так: сильно-информативно-ужасно-интригующий.
И кажется, что нужно писать уже именно так, если хочешь быть прочитанным.
Всё во мне протестует, когда я не только читаю такие заголовки, но и сама пишу их. За полгода на Дзене я экспериментировала с заголовками, и пришла к тому, что даже самый удачный заголовок-интригу или игру слов необходимо расшифровать после двоеточия, иначе всё. Никто не зайдёт. Например, был у меня текст "Подозрительно счастливая семья". Вышел "в печать", еле набирал дочитывания. Как только я дописала заголовок: "Подозрительно счастливая семья: о демонстрации чувств в эпоху соцсетей" - дело пошло веселее.
Но иногда я всё же прихожу к тому, что ради нормального заголовка я готова пожертвовать дочитываниями. Так, например, я пишу заголовки к моим рассказам, без расшифровки. Например: Чем пахнет счастье
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев