Любящие родители стараются дать ребенку полноценное воспитание, всесторонне развивать его личность. Но часто взрослые забывают о таком важном аспекте, как базовая финансовая грамотность, которая включает в себя не вопросы заработка денег, а умение распоряжаться бюджетом. В результате такого упущения может вырасти человек, не умеющий жить по средствам, не понимающий вопросы бюджетирования – ведь деньги не обязательно должны появляться от заработка, некоторые суммы попадают к нам в качестве дохода от ренты, подарки и т.п. Именно поэтому правильное отношение к деньгам, умение планировать покупки, контролировать свои «хочу» важно закладывать в детстве, а именно в дошкольном возрасте. И, как бы нам не хотелось, главную роль в этом играет не детский сад, а семья. Поэтому начинаем с изучением своего поведения, ведь ребенок будет копировать вас.
Не рано ли? Зачем дошкольнику финансовая грамотность?
С точки зрения нейропсихологии функция планирования у детей этого возраста еще не сформировалась. Поэтому возмущаться и требовать от них дисциплины в финансах не стоит. Но можно помочь активировать эту зону мозга, выдавая небольшие суммы на расходы. Не стоит запрещать ребенку покупать свои «хотелки» - леденцы, игрушки (если, конечно, это не вредит здоровью) в рамках этой суммы, так как именно через этот путь проявляется его свобода самовыражения. И чем быстрее он ее в малых дозах прочувствует, тем быстрее и безболезненнее пройдет его процесс научения.
Конечно, ключевая цель финансовой грамотности — помочь ребенку социализироваться, стать успешным в будущем. Эта цель реализуется через конкретные задачи. Необходимо в объяснении ребенку затрагивать темы, что:
деньги зарабатываются трудом (видом продуктивной деятельности, которая может быть разная – начиная от заработной платы, до фриланса и блоггинга, а также ренты) и, что очень важно, только законными способами;
неправильное обращение с деньгами приводит к бедности (можно много зарабатывать, но неразумно тратить деньги, из-за чего их всегда не будет хватать). Здесь можно привести примеры звезд, которые имели глобальные доходы, но вместе с этим траты и остались в конце-концов бедняками;
каждый человек несет ответственность за свои финансовые решения;
нужно избегать небезопасных финансовых схем (микрозаймов с большим процентом, зарплаты в конверте и пр.) и не верить в чудесное волшебное обогащение.
Приемы обучения
Главный принцип обучения финансовой грамотности в дошкольном возрасте — доступность и красочность. Объяснять важные вещи ребенку следует в доверительных беседах, как будто открываешь ему тайну этой жизни. Оставьте сложные термины для взрослых разговоров.
Разговоры о деньгах можно начинать довольно рано, но лучшим действием будет игра. Примерный ориентир — время, когда малыш начинает говорить и осознавать причинно-следственные связи. Дошкольник быстро понимает, что деньги важны в жизни, однако сложнее объяснить, что этот ресурс ограничен, он не берется из воздуха. Поэтому игры в магазин – прекрасный красочный прием для начального обучения.
Практически все дети обожают играть в магазин. Разложите разные товары, прикрепите к ним ценники и используйте для игры настоящие деньги. Пусть ребенок побудет и продавцом, и покупателем.
После этого посещение реального магазина уже вызовут интерес у ребенка к обучению математике – стоимость товаров надо уметь считать. Понятие бюджета закрепляется ограничение суммы. «Как ты считаешь, хватит ли у нас денег на эту покупку?» Проговаривайте, что вначале вы покупаете продукты для всей семьи, а из оставшейся суммы немного можно потратить на сладости.
Мультфильмы про финансы
Для обучения финансовой грамотности используйте мультики. В частности, эта тема обыгрывается в некоторых сериях «Смешариков», например:
«Золушка». В магазине Нюша увидела в платье мечты. Но денег на него не хватило, и она взяла кредит в банке. Нюша не глядя, подписала кредитный договор и в результате ей пришлось работать официанткой и посудомойкой, чтобы расплатиться с банком.
«Благородное дело». Деньги не нужно закапывать, а лучше инвестировать во что-то стоящее (например, Копатыч строит мельницу). Так они могут принести доход. Но тот, кто хочет сверхприбыли, всегда рискует, потому что деньги могут сгореть, как это случилось у персонажа.
«Золотое яблоко». На рынке Нюше продали яблоки втридорога. Затем Копатыч угощает ее ими бесплатно и рассказывает, что фруктов много уродилось, и их никто не покупает. Вывод — перед покупкой всегда нужно думать.
Теме денег посвящена одна из серий «Фиксиков», а в мультике «Три кота» ребенок узнает, как вести себя во время похода в магазин. Стоит предложить малышу посмотреть «Азбуку денег тетушки Совы» и «Азбуку финансовой грамотности для детей».
С новыми терминами нужно знакомить ребенка постепенно и играючи - «банк», «тратить» «зарабатывать», «сберегать», «кредит». Объясняйте их первоначально упрощенно, используйте ролевые игры и примеры.
И наконец, подарите ребенку копилку (обязательно с начальной купюрой внутри), желательно прозрачную. Пусть он учится копить и собирать на определенную цель - игрушку, мероприятие. При этом помните, что вы не вправе указывать ребенку, на что он может потратить свои личные деньги, так как это откладывает процесс постижения финансовой грамотности.
В заключение хотелось напомнить, что в России вопрос управления деньгами сформировался недавно. Так устроены смены поколений. Мы не знаем, как правильно будет получать доход в следующем поколении. Но вопрос распределения полученных ресурсов – вечный. Поэтому важнее научить ребенка распределению, а потом уже заработку. Так как карманные деньги появляются гораздо раньше, чем возникает способность зарабатывать собственные деньги.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев