Каким образом маленький буксир умудряется тащить огромный корабль?
Крошечный на фоне сухогруза, лайнера или танкера буксир легко выводит гигантов из гавани, заводит в порт. В прошлом такие малютки были незаменимы, чтобы помочь парусным кораблям подняться вверх по реке, сняться с мели или продолжить путь в безветренную погоду.
Но как это возможно? Ведь их массы несопоставимы!
Каким образом буксиры тянут за собой огромные корабли?
Принцип бурлака
В древности для подъема вверх по реке использовали живую тягловую силу – животных и бурлаков. Но в этом случае принцип понятен – на плотной суше можно отталкиваться от нее, а на воде даже тяжелый корабль двигать легче.
Буксир же находится с перемещаемыми судами в одних условиях. Поэтому, чтобы сдвинуть в воде корабль многократно большей массы, буксирам требуется особая конструкция.
Прототип такого судна был придуман в Великобритании в первой половине XVII века. Джонатан Гулльс поставил на маленький буксир паровую машину, чтобы двигать парусники в порту в отсутствии ветра.
Но идея не прижилась. Лишь 120 лет спустя, в середине XVIII века буксиры с паровой тягой стали нормой жизни в портах Британской империи.
Но как они устроены?
Тяни-толкай
Кому приходилось, например, вести на буксире заглохший автомобиль, знают: главное – сдвинуть его с места. Далее дело идет проще. И даже малолитражка при определенных условиях может тянуть джип или автобус.
Поэтому основная проблема буксира не с тем, что она маленький.
Главное – сделать так, чтобы крошечный корабль не опрокинулся при мощном рывке с места. Поэтому усилия конструкторов были направлены на то, чтобы рассчитать правильное соотношение центра тяжести и места крепления буксирного оборудования.
Последнее размещают так, чтобы при движении буксир не осел на корму и не опрокинулся.
Эти кораблики, кстати, могут не только тянуть за собой, но и подталкивать гигантские суда в нужную сторону. Поэтому корпус делают особо прочным, а борта окружают приспособлениями для амортизации.
Но как буксиру удается сдвинуть с места огромный корабль?
Размер не имеет значение
При буксировании значение имеет не размер, а удельная мощности. На маленькое судно ставят двигатель и винты, многократно превышающие его личную потребность.
Например, гигантский танкер может иметь двигатель мощностью до 50 тысяч лошадиных сил. Но он перевозит огромный груз нефтепродуктов и сам имеет большую массу.
На таком танкере поместилась бы пара сотен буксиров.
Но у такого типа судов, как кантовщики, например, двигатели - до 2,5 тысяч л.с. У многоцелевых буксиров – 4-8,5 тысяч. А масса крошечная по сравнению с танкером.
Избыточная мощность и дает буксиру силу, позволяющую тянуть танкер. Скорость будет небольшой, но этого и не нужно, чтобы зайти в порт, выйти из гавани или переместиться на маленькое расстояние.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев