Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
4 сентября исполняется 150 лет со дня рождения Евгения Евгеньевича Лансере (1875–1946) — живописца, графика, монументалиста, художника театра, одного из представителей семьи Бенуа, внесшей неоценимый вклад в развитие русского искусства.
Евгений Евгеньевич учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1892–1896) у Я. Ф. Ционглинского и Э. К. Липгарта, а также в частных академиях Ф. Коларосси и Р. Жюльена в Париже (1896–1899).
В одной из известных работ «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе», (1905г.) Лансере изображает торжественный выход двора Елизаветы Петровны в её загородной резиденции. Данное шествие происходит словно на сцене театра. Императрица, облачённая в тканные одежды, проплывает царственно и величаво, далее следуют дамы и кавалеры в пышных нарядах и пудреных париках. В их лицах, позах и жестах художник раскрывает разные характеры и типы: то приниженно-робких, то надменных и чопорных придворных.
Картина „Корабли времен Петра I“ была создана Лансере по заказу московского издателя И. Кнебеля для серии „Картины по русской истории”. Легкие корабли и быстрые галеры, скользящие по зеленым балтийским водам c развевающимися флагами и вымпелами, возможно, — одни из тех, что принесли Петру победу в баталиях у Гангут (1714) и Гренгама (1720) и стали защитой для молодой Российской столицы. Это воплощение могущества Петровской России, ее молодого военно-морского флота. Лансере блестяще: передает атмосферу эпохи петровского царствования, времени грандиозных преобразований, энергичного созидания и военных триумфов.
В картине «Петербург начала XVIII века», (1906г.) Лансере изобразил уголок Васильевского острова. Реально существующая архитектурная постройка (здание Двенадцати коллегий) дала толчок творческому воображению мастера: передать облик города начала XVIII столетия, запечатлеть дух времени. Этому служат не только архитектурные постройки, но и люди, чью деятельность автор показал на своём полотне.
В 1920 году Евгений Евгеньевич Лансере преподавал в Московском архитектурном институте, в 1934–1938 годах — во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. В этот же период им были созданы монументальные росписи темперой и силикатными красками залов Казанского вокзала и первые в московском метро майоликовый панно «Метростроевцы» на станции «Комсомольская», за которые в 1943 году Евгений Лансере удостаивается сталинской премии второй степени.
В качестве декоратора оформлял спектакли «Горе от ума» Малого театра (1938) и «Барышня-крестьянка» Большого театра (1946).
Евгений Лансере скончался 13 сентября 1946 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
0 комментариев
2 класса
День солидарности в борьбе с терроризмом
Ежегодно 3 сентября Россия отмечает День солидарности в борьбе с терроризмом.
Эта памятная дата установлена в 2005 году федеральным законом «О днях воинской славы России» и связана с трагическими событиями в Беслане (Северная Осетия, 1—3 сентября 2004 года), когда боевики захватили одну из городских школ. В результате теракта в школе №1 погибли более трехсот человек, среди них 186 детей.
Сегодня, вспоминая жертв Беслана и Буденновска, захвата театрального центра на Дубровке и теракта в «Крокус Сити Холл», при взрывах жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, и всех террористических актов, а также сотрудников правоохранительных органов, погибших при выполнении служебного долга, россияне едины в своем намерении всеми силами противостоять терроризму, как национальному, так и международному, не допустить разрастания этого преступного безумия.
0 комментариев
3 класса
История одной картины: «Утро в сосновом лесу»
У полотна «Утро в сосновом лесу» два автора — Иван Шишкин и Константин Савицкий. Оба были членами творческой группировки передвижников и дружили. Свой очередной пейзаж Шишкин завершил в конце 1880-х годов. На картине он изобразил утро в сосновом лесу. При этом автор честно признавал - полотно лишено «изюминки».
Исправить это упущение Шишкин решил с помощью медведей. Автор сделал наброски для будущих персонажей, но результат его не удовлетворил. Иван Иванович решил так сразу не сдаваться, и обратился к Константину Савицкому с просьбой помочь ему с животными. Тот приятелю не отказал и приступил к работе. Медведи получились реалистичными! Шишкин тоже оценил талант товарища и предложил увеличить количество косолапых на картине до четырёх.
После того, как картина была окончательно написана, Шишкин честно указал двойное авторство. Но полотно у Ивана Ивановича вскоре приобрёл меценат Павел Третьяков. Он-то и посчитал, что две фамилии под одной картиной - лишнее. На правах единственного владельца произведения искусства Третьяков решил сделать автором только одного Шишкина. Иван Иванович, конечно же, поделился с Константином Аполлоновичем, полученным от Третьякова гонораром.
Ещё при жизни Ивана Шишкина картину «Утро в сосновом лесу» выбрали для оформления конфет шоколадной фабрики «Эйнемъ». По одной легенде директору фабрики Юлиусу Гейсу принесли на пробу новые конфеты с вафлями и пралине, а у него в кабинете висела репродукция той самой картины. Глядя на неё, он придумал название для конфет — «Мишка косолапый», а рисунок для обёртки с отсылкой к знаменитой картине написал художник Мануил Андреев.
Конфеты стали очень популярными, несмотря на то, что стоили довольно дорого - это стало поводом для шутки Владимира Маяковского, который придумал слоган «Если хочешь кушать „Мишку“, заведи себе сберкнижку». В позднее советское время «Утро в сосновом лесу» распространилось в репродукциях, которые украшали школьные классы или располагались в квартирах обычных людей.
Сейчас картина находится в Третьяковской галерее. Несмотря на то, что популярность ей явно навредила, она остаётся истинным шедевром живописи и одним из главных творений гениального пейзажиста Ивана Шишкина.
0 комментариев
3 класса
1 сентября детская школа искусств вновь распахнула двери для творческих детей г. Называевска. На торжественной линейке дан старт новому учебному году. Директор школы Елена Петровна Кнутова поздравила с Днем знаний учеников, их родителей и педагогов.
Особые поздравления прозвучали в адрес тех, кто впервые переступил порог школы искусств и отправится в долгий творческий путь в мире изобразительного, музыкального или хореографического искусств.
Позвучали слова напутствия и для выпускников 2026 года. Пятиклассникам-художникам и восьмиклассникам-пианистам пожелали успешного завершения обучения.
Юные пианисты подарили всем присутствующим на празднике музыкальные подарки.
0 комментариев
5 классов
Уважаемые преподаватели, дорогие ученики и родители! Поздравляем вас с Днем знаний и началом нового учебного года!
Пусть этот год станет для каждого из вас ступенькой к новым вершинам, плодотворным и успешным.
Желаем всем здоровья, творческих открытий и вдохновения, реализации идей и ярких впечатлений на удивительном пути в мире искусства и творчества!
0 комментариев
5 классов
30 августа день рождения Исаака Ильича Левитана (1860–1900) – русского живописца и рисовальщика еврейского происхождения.
Знаменитый пейзажист, один из создателей национального русского пейзажа второй половины XIX века. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Его картины пополняли коллекцию Павла Третьякова, появлялись в экспозициях передвижников, на Всемирной выставке в Париже. В 38 лет он получил звание академика пейзажной живописи, стал преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества. Значительно повлиял на юного художника Алексей Саврасов. Его наставление «пишите, изучайте, но главное – чувствуйте!» Левитан сделал девизом своего творчества. В конце 1870-х годов художник стал писать свои «пейзажи настроения», на них он изображал природу и выражал собственные чувства. Павел Третьяков на ученической выставке 1880 года, купил картину Левитана «Осенний день. Сокольники». Через четыре года после этого полотна Исаака Левитана приняло Товарищество передвижных художественных выставок. Весной 1888 года Левитан вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и вверх по Волге. Путешествуя, они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. Левитан провёл в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона. Оттуда Левитан ездил в Кинешму, Кострому, Юрьевец. Созданные им около 200 работ, выполненных им за эти три лета в Плёсе, принесли Левитану известность, а Плёс стал популярным. В середине 1880-х годов у Исаака Левитана обострилась болезнь сердца. Получил деньги за декорации в Московской частной русской опере мецената Саввы Мамонтова, художник в 1886 году отправился на лечение в Крым. Там он создал более 50 пейзажей. По воспоминаниям Михаила Нестерова, крымские картины Левитана «были раскуплены в первые же дни» на Периодической выставке Московского общества любителей художеств. В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
22 июля (4 августа) 1900 года Исаак Левитан умер. Он не дожил совсем немного до своего 40-летия. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа — «Озеро» - также осталась незаконченной.
0 комментариев
1 класс
27 августа день рождения Абрама Ефимовича Архипова (1862–1930), русского художника-живописца, передвижника, Народного художника РСФСР (1927).
Архипов проявлял мощное трудолюбие и упорство, отдавая себя художественному искусству. По собственным воспоминаниям, он рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно» и учился у приезжих иконописцев. В ученические годы Архипов много работал самостоятельно, летом выезжал на этюды в Рязанскую губернию. Начал свой творческий путь как художник-жанрист, написав множество картин, изображающих различные эпизоды из жизни крестьян. Вслед за Перовым Архипов стремился быть до конца правдоподобен, не боясь темных сторон жизни.
С 1884 по 1886 год учился в петербургской Академии художеств. После смерти Перова и перехода к Поленову живопись Архипова сделалась светлее и радостнее. На 18 выставке «Товарищества передвижных художественных выставок» Архипов успешно представил свою картину «По реке Оке» и был принят в ТПХВ.
В 1904 стал одним из основателей «Союза русских художников» – объединения, обращавшегося к национальной культуре и истории. В своем творчестве Архипов, соединив опыт импрессионистов с передвижническим, наделял почти лишенные острых ситуаций и активного действия сюжеты внутренним драматизмом. Живопись художника убедительно отражала и настроение, и социальное положение моделей: «Прачки» (1890 и 1901), «Обратный путь» (1896); «Северная деревня» (1902); Постепенно на передний план художник вывел сквозной мотив молодой крестьянки – образ в теплых тонах и с преобладающим красным цветом: «Крестьянка» (1916), «Молодая баба» (1910), «Девушка с кувшином».
После Октябрьской революции принял участие в реорганизации училища, в 1918–1920 годах преподавал в ГСХМ (Государственные свободные художественные мастерские), в 1922–1924 годах – во ВХУТЕМАСе.
С 1924 года – член Ассоциации художников революционной России. В картинах этого времени он не изменяет своей манере, сложившейся ещё в дореволюционные годы. Крестьяне в творчестве живописца – сильные, уверенные, жизнерадостные, красивые люди. Широкий густой мазок, контрастное сопоставление тонов, праздничная яркость цвета – всё это создаёт образы людей, полных здоровья и радости, придаёт им жизнеутверждающую силу. В 1927 году Архипов получил звание народного художника Республики.
0 комментариев
2 класса
В чистом поле на боевом дежурстве главные былинные герои-защитники: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Они оглядывают окрестности — не видать ли врага али не творится где несправедливость какая.
Этим сюжетом Виктор Васнецов хотел на пороге 20-го века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри здесь — это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил. При этом поле — не конкретное место на карте, а вся Русь.
Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алёша Попович — мальчиком. За героями — могилы воинов, павших в битвах. На переднем плане — молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.
Осуществление замысла стало для Васнецова, как он сам говорил, «долгом, обязательством перед народом, который [меня] вырастил, воспитал, вооружил умением». «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» — признавал живописец.
Огромный холст переезжал вместе с художником и его семьёй с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев и обратно; летом — за город. Сын Васнецова Алексей вспоминал: «Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай".
Васнецов несколько раз переделывал отдельные места. Особенно долго он искал образ Добрыни Никитича. За основу был взят эскиз, сделанный с одного крестьянина, а детали — с портретов родственников. В итоге лицо Добрыни стало собирательным типом Васнецовых. Лицо Ильи Муромца художник собирал черта за чертой, наблюдая за крестьянами. А для Алёши Поповича позировал младший сын Саввы Мамонтова Андрей. Кстати, из конюшень Мамонтова и богатырские кони — их приводили в поле к Васнецову, где тот фактически поселился, чтобы писать картину.
Автор работал над этим полотном более 25 лет, тщательно прорабатывая образы былинных героев и окружающий пейзаж.
0 комментариев
2 класса
23 августа день рождения Гюстава Вапперса (1803–1874) – бельгийского художника, одного из основателей Бельгийской школы живописи.
Вапперс – автор исторических и жанровых полотен, портретист. Он считается важной фигурой в возрождении фламандского искусства в XIX веке, развитии романтизма и стиля Ар Помпье в Бельгии. Его пребывание в 1826 году в Париже, где романтизм достиг своего расцвета, позволило ему изучить романтическое движение и привнести его в будущее Бельгийское королевство. Вернувшись в Антверпен, Вапперс стал знаменосцем романтической живописи, которая тесно связана с бельгийским национальным движением.
В августе 1830 года на Брюссельском салоне Вапперс выставил картину «Самопожертвование бургомистра Ван дер Верффа», благодаря которой приобрел европейскую известность. Впервые тема произведения отличалась от греческой или римской мифологии и основывалась на патриотизме новой бельгийской нации. Считается, что он произвел революцию в тематике живописи, продолжая при этом традиции фламандского искусства. Вскоре Вапперс был назначен профессором Королевской Академии изящных искусств в Антверпене.
В 1832 году он стал первым художником короля Леопольда I, который высоко ценил его как живописца. В 1840 году Вапперс получил должности директора Антверпенской академии и Королевского музея изящных искусств. Он реорганизовал учебный процесс в Академии и расширил музей. 28 июля 1844 года Гюстав Вапперс был избран на должность директора Королевского общества изящных искусств и литературы в Генте. Как и Ван Дейк, он писал портреты, имевшие большой и заслуженный успех, а иногда занимался бытовыми и даже библейскими сюжетами. Его романтическо-патриотическая, вдававшаяся в мелодраматизм живопись имела значительное влияние на бельгийскую школу. Вапперс пользовался большим почетом среди современников. Он даже носил неофициальное звание «Папа культуры».