Книга вторая.
ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ.Глава шестая
"Вот Бог,а вот порог..."
Людмила отчётливо понимала,что обратного хода уже нет.И не только в отношениях с Сергеем.Здесь она сильно перегнула палку.Но и в семье Гончаровых и на работе тоже.Потому и молчала.Она не могла только понять:как это её милый,добрый и хороший Серёжа,вдруг стал таким холодным и бесчувственным? Хотя,и пытался он ухаживать за ней,говорить всякие ласковые слова,угождать её желаниям,даже целовать.Но тут она не давалась,показывая свою обиду.В тоже время, чувствовала,что он очень желает её,как и она его,но не могла пересилить себя.
Однажды,всё-таки,это случилось,но не совсем по её воле,что и не принесло ей радости.И это только лишь обоих огорчало.
Людмила вспоминала,как счастливы они были в первое время,до и после свадьбы.Как радостно просыпались они по-утру,а вечерами,со всеми молодыми Гончаровыми,они ходили через лес купаться на реку,до которой им было от дома рукой подать.
А зимой-то,в выходные дни,они,опять же,все вместе,в том числе,и Егорка,становились на лыжи,да и айда в лес. Ходили они на лыжах весь день,до самого допоздна. А после,этакого лыжного катания,они дружно садились все за обеденный стол,в большой их кухне-столовой,и пили из самовара чай с ягодным вареньем,да баранками с маком,которыми их угощала Тамара Васильевна.
Однажды,отправился с ними в лес на прогулку и Семён Савельевич.Кататься на лыжах с Лысой горы он любил,да и ещё с крутого обрыва в яснополянском ельнике.А потом они подъезжали к толстовскому колодцу,чтобы воды напиться.Одним словом,вместе быть им было хорошо и здорово!
И все они,его дети,были очень довольны его участием в этом мероприятии.Не раз они подъезжали,во время своих лыжных прогулок,но уже без отца,который стал быстро уставать,к скромной могиле великого их земляка Толстого.Заснеженной и обложенной еловыми лапами. Молча они отдавали дань уважения его памяти,благодаря не только за неповторимые его произведения,но и за красоту его усадьбы, окружающие леса.
Иногда же,Людмила,сама не зная почему,брала из шифоньера свадебные их фотографии,рассматривала их и вспоминала день своей свадьбы.Как же он был тогда,Сергей,весь напряжён и взволнован? Она-то это хорошо чувствовала.Людмила же была совершенно спокойна и уверенна в себе.Жизнь ею,казалась,была просчитана до мелочей.Она не сомневалась в том,что все будет подвластно её воле. А,тут-то,всё вдруг и поломалось? Нет,совсем не таким оказался её Сергей,как она его себе представляла.Не таким.
А тут-то,и мама его,Тамара Васильевна,которая вначале ей тоже показалась тихой,да серенькой мышкой,а тут-то,пройдёт бывало мимо,да так на неё глянет,что просто и не знаешь,что и думать!Да,конечно,понравился ей Вадим,муж Веры.Что тут греха таить,очень понравился.Он и её маме,Клавдии Максимовне,тоже понравился.
Ничего в этом странного нет.
Лицом и статью,да нрава он весёлого.Всё шутки,да прибаутки,анекдоты всякие,человек с юмором.Видно,и она ему тоже приглянулась,перестал он ездить в свои командировки.Как только она родила Свету, и пока,что находилась в их доме в Крапивенке.До своего отъезда в Медуны,когда дочка чуть окрепла.Подсядет она бывало к нему на диван с ребёнком,пошутить,да посмеяться,так время быстрее проходит.А в доме-то никого,все на работе.Одна лишь с ними дома Тамара Васильевна.Скучно.Так,почему-то ей это не очень нравилось? Просто раздражало!Почему?
Лжёт,однако,Людмила тут сама себе,ой,как темнит!И это она сама понимала,себя-то не обманешь.Нет! Такую вот басню могла она маме только сочинить дома,жалуясь на свою разнесчастную судьбу и свекровь.А сама-то,она знала почему!Ой,как знала!Нравилось ей с Вадимом болтать.
Да,и Клавдия Максимовна тоже догадывалась.Только делала вид,что удивлена такому поведению своей свахи:"Как же тяжко жить её дочке в чужом доме!". Потому-то,с таким демаршем,и получилось переселение молодых в старю квартиру Гончаровых.
Ну,да,Бог её простит!Но только,теперь-то,в новом доме Гончаровых,в их "родовом гнезде",Людмиле стало быть,почему-то,совсем неуютно.И потому она старалась реже бывать у них в доме и мешать в этом Сергею.Но,всё равно,он ходил туда и это её просто бесило,хотя она старалась скрывать это.
Не поняли Людмилу не только в "родовом гнезде" Гончаровых,но и в Крутояровском банке,где она совсем не сжилась с коллективом.
А,после того,как их с Сергеем навестил ночной визитёр,а более,после беседы Сергея с управляющим областного банка,по поводу того же ночного визитёра-милиционера.Вроде бы,как и охранника банка. То на неё там,на Людмилу,стали смотреть,как на легкомысленную женщину.
Так,что все концы в Крутом Яру были у неё уже обрублены,единственный выход был,это возвращение к родителям в Медуны.Где,большую часть своей маленькой жизни,уже провела Света.
Потому-то и было у неё столько жалоб на Сергея,а та самая пощёчина,можно сказать,вполне справедливая,и явилась для неё прекрасной причиной для своего возвращения домой.Но хотела ли она этого развода с Сергеем? Ох,как не хотела!Конечно,же нет,если бы только он сам не сказал ей об этом.Но не прямо сказал,с подходом,но она-то его,всё равно,поняла.И это случилось вчера.
Явился он с работы очень расстроенным.Как обычно,позже означенного времени и окончания работы в Управлении.После своей отправки материалов в типографию,как он говорит.Пусть бы она сгорела,его эта типография!Провалилась!И вот он начал что-то рассказывать ей про вечные болезни своей матери и отца.Людмила слушала его в пол-уха.А потом он подсел к ней и говорит вдруг:
-Так жить больше невозможно.Очень тяжело.Молчать и не разговаривать.Я же тоже человек.
Людмила молчала.
-Ты меня не слышишь?
-Слышу,и даже очень хорошо слышу.Почему ты так поздно пришёл?
-Ты же знаешь,почему? У меня такая работа.А вот,ты-то,почему так поздно приходишь с работы,не считаешь даже нужным объяснять? Этого-то я не знаю и никак не могу понять.Да,и ко мне гости не заявляются по ночам1 А к тебе они приходят? Приходят без моего приглашения.
-Достаточно,и моего.
-Такого никогда не будет.Если,хочешь нормально жить,как люди нормальные живут,то пожалуйста!А нет,то вот дверь открыта,насильно мил не будешь.Держать не буду.Вот Бог,а вот и порог!И Сергей встал,поняв опять что сделал глупость.Но решать-то надо было что-то? Не хватало только,чтобы мужики толпой ломились к ним в дом,всех ему их не перебить.
Людмила вышла из комнаты в зал и расплакалась.Сергей стал было её успокаивать,да она его оттолкнула:
-Не подходи больше ко мне!
Сергей отошёл,ругая себя отчаянно за неверно вырвавшиеся слова!Видит Бог,он этого не хотел.Он просто хотел показать себя настоящим мужиком.Вот и показал.Но и падать-то на колени перед ней,да винится,было тоже теперь нельзя.Нет,нельзя!Было бы ещё хуже.Он уже перешёл Рубикон.Если она его любит,то останется,если нет,то тут ничего поделать нельзя.
Ночью-то он не спал.Не спала,наверное,и Людмила. Он слышал её всхлипы.Она плакала.Он пытался подойти к ней,но она его прогнала.
Утром,собираясь на работу,Сергей тихо сказал:
-Доброго утра и дня.
Людмила не спала.В ответ он ничего не услышал.Видно,она его не услышала.Сегодня Людмила не спешила на работу,решила уволится и уехать.
Утро и первая половина рабочего дня у Сергея были наполнены обычными хлопотами.Но работалось ему сегодня тяжело.Бессонная ночь и нервное напряжение сказывались.Его одолевала физическая слабость.
Была среда.Он побывал с утра в доменном цехе,поговорил там с парторгом цеха о предстоящем ремонте третьей печи.Вернулся вновь в редакцию,чтобы написать заметку о подготовке к ремонту.Работа отвлекала и помогала забыться.Написал и отдал на машинку. Третья печь капитально ремонтировалась лишь в 1959 году.Двадцать один год назад.И все эти годы успешно работала.Так,что были уже пережиты все нормы её работы без ремонта.
За это время было дано на ней много чугуна различных марок:литейного,ферросилиция,ферромарганца.Причём,со Знаком качества. Воспитано на этой печи не одно было поколение мастеров-доменщиков.Пришло время капитального ремонта,на печи состарилось оборудование,малые ремонты ей уже не помогали.Давно была пора останавливаться на большой капитальный ремонт.Первого разряда.
Парторг цеха Виктор Степанович Беляков отметил,что остановка печи намечена на двадцать пятое сентября и сейчас уже начаты подготовительные работы.Создан штаб ремонта,в состав которого введены самые опытнейшие специалисты-доменщики комбината и цеха.Он рассказал и о том,что уже сделано в цехе для ремонта,названы людей, вносящие в подготовку к ремонту весомый вклад.Жана Моисеевна отстучала на машинке этот материал и отдала его Сергею.Он прочёл и передал Элеоноре Кузьминичне.Она осталась заметкой довольна.
В редакцию неожиданно заглянул заведующий парткабинетом парткома Матвей
Николаевич Маленчев.Он был очень рад видеть Сергея.Его считал Сергей своим учителем и крестным отцом в журналистике.
Именно,Маленчев приметил и рекомендовал его к работе в газете,пристрастил к журналистике.Старый журналист и солдат,плохо видел глазами,но умом зрел лучше любого зрячего.Именно,он,Матвей Николаевич,да ещё два-три старых рабкора,помогли ему,Сергею,в первые дни его здесь работы,когда Элеонора Кузьминична,внезапно и вдруг заболела,а ему одному пришлось,впервые в жизни, делать газету,то есть,выпускать очередной номер.Однако же,всем на удивление,у него-то всё и получилось! И это было первым его настоящим успехом.
Матвей Николаевич,уже в дверях,улыбнулся ему:
-Рад твоему возвращению!- передавая ему заметку.
-Спасибо,Матвей Николаевич!-отозвался Сергей,стараясь тоже быть приветливым,-что у вас новенького в партийной жизни?
-Работаем.Ты, вот,ко мне заходи,поговорим...
-Хорошо,зайду.
Маленчев прошёл к Элеоноре Кузьминичне,чтобы предложить ей выпустить в пятницу новую военно-патриотическую страничку.Каждый год,в сентябре,в опустевшем пионерском лагере на реке Вороньей,парткомом проводились встречи бывших партизан,с их воспоминаниями и партизанским костром.И это необычное мероприятие имело всегда большое воспитательное значение.О чём и рассказывала газета.Но,с каждым годом, бывших партизан становилось всё меньше и меньше,и,казалось,что скоро они совсем прекратятся.Но были,кроме этих встреч, ещё и встречи бывших партизан с молодёжью посёлка и комбината.
В газете же,все эти встречи находили достойное отражение,они вызывали интерес у читателей.Оставались память о геройских делах партизан и в заводском музее.Сергей же,на этих встречах,находил для себя много нового и интересного.
В обеденный перерыв он направился к отцу в больницу.С вчерашнего дня последняя их встреча не выходил у него из головы.Как и сказанные им слова о предстоящей диагностической его проверке.Прихватив из управленческого буфета цыплёнка табака,бутылку кефира,да пару коржиков,по восемь копеек,Сергей поторопился к нему.Вспомнилось Сергею то,как будучи с отцом в Москве,где учился Аркадий,а он,Сергей,был совсем маленьким,купил ему тогда Семён Савельевич московскую толстенную колбасу,перевязанную бечёвкой.Соблазнительно и аппетитно пахнущую на расстоянии.Сергей очень сильно тогда проголодался.
И потому, он ел её целиком,кусая всем ртом,от всего куска,с жадностью и большим наслаждением.Так есть ему казалось вкуснее.До сих пор,помнится ему,вкус той колбасы.Это были ещё тогда пятидесятые годы,когда во всех газетах писали про какую-то группу "Маленкова,Кагановича,Молотова и примкнувшего к ним Шепилова"."Правду",в своей "Победе",читал вслух отец,а Сергей его слушал и ел свою колбасу.Ничего он не понял тогда,про какую-то антипартийную группу,но вот, эти-то буквы,в названии газеты,и названные фамилии ему запомнились на всю жизнь.Почему?Он не знал.Колбаса его занимала тогда больше,чем та статья в газете.
А вот,сейчас-то,такой колбасы нигде и нет,да и денег у него ныне тоже.До получки ещё далеко,а все деньги у Людмилы,не просить же их у неё теперь? Не полетят ли они ему также вслед,как та колбаса,из-за которой они и поссорились.
Сергей вышел на улицу.
Погода стояла,по-прежнему,тёплая.Он вышел из Управления, через "чёрный" ход,дабы не привлекать к себе внимания.Чуть пораньше,чем положено,чтобы не опоздать на строительную оперативку у директора завода,которая начиналась сразу же после обеда.На строительные оперативки обычно ходил он по средам,на производственные же,по пятницам,Элеонора Кузьминична.Но,порой,ходил он на одну, и на другую,когда Элеонора Кузьминична болела.
Сергей торопливо сбежал под гору,к старому железному мосту,громыхающему под ногами,пересёк заросший яблоневый сад и оказался перед самыми дверьми терапевтического отделения крутояровской поликлиники "за речкой".
В саду,за столом,никто ныне не играл в домино.Он вошёл в здание отделения и быстро проскочил по длинному коридору в палату к отцу.Он сидел на своей кровати и,видимо,ожидал его.Ещё в дверях,Сергей улыбнулся ему:
-Привет!Как спалось?
-Опять была температура.Теперь получше.Как там дома мать,как и все остальные?
-Всё хорошо.Желают тебе все выздоровления и ждут тебя...
Сергей говорил правду.После работы, он заскочил вчера на минут к своим в Крапивенку,проведать мать и остальных,рассказать про отца и успокоить всех.Все с беспокойством ждали возвращения главы семьи.Однако,он не всё рассказывал,что видел и думал.Лишнее волнение мама ни к чему.Так делали и Вера с Аркадием, после посещения отца.
-Вот я тебе из буфета,кое-что,прихватил к вечеру.Знаю,к вечеру всегда есть хочется.
-Мне,не очень,-улыбнулся отец,-ты бы мне пивка принёс,пить хочется.Просто жажда одолела.
-Хорошо,-обязательно принесу,кивнул головой Сергей,а ещё-то,что тебе хочется?
-Ничего,здесь неплохо кормят.
-Ну,а как твоё обследование?
-Не знаю,ничего не сказали.
-Вот,и хорошо,значит,всё нормально.Иначе,куда-нибудь ещё тебя перевели.
-Не знаю,-отец пожал плечами.
-Не бери себе в голову,ладно,всё будет хорошо.Па,я к тебе забежал только на минутку.Сейчас же, мне нужно бежать на строительную оперативку.Рад был тебя видеть!
И Сергей поцеловал отца в небритую щёку:
-После работы забегу,чтобы ты побрился,хорошо!
Отец кивнул головой,Сергей ещё раз оглянулся на него в дверях.
Когда,пробежав больничный коридор,он готов было уже выскочить на свежий воздух,как его остановила в дверях своего кабинета,заведующая отделением Полина Дмитриевна Пригожина:
-Простите,Сергей Семёнович,можно вас на минутку?
-Если только,на минутку.Очень спешу...
-Долго я вас не задержу,-она прошла в свой кабинет,села за стол.Сергей сел напротив.
-Я скажу без предисловий.У вашего отца онкологическое заболевание лёгких.Лечению он не подлежит.Мы его на днях выпишем.Готовьтесь.Лучше ему об этом не говорить,он очень переживает...
-Сколько ему времени?
-Как Бог даст? Месяц,два-три.
У Сергея оборвалось сердце.Словно кувалдой ударило его по голове.Он не мог поверить услышанному.Еле-еле он встал на ноги,они были ватными.Не попрощавшись,он вышел.Словно,он был,как бы,не в себе.Не помня как,он преодолел обратный путь,ничего не видя перед собой,не замечая.Слёзы накатывались ему на глаза.Но пропустить директорскую оперативку он не мог.Его стул,оказался бы, пустым.И Литвинов,сразу же,обратил бы на это внимание.В последнее время,когда рейдовая бригада газеты,во главе с Сергеем,обратила внимание на непорядок на территории комбината,на кучи металлолома и неустановленного оборудования,наваленных вокруг производственных помещений,то директор,уже без работников газеты,а значит,и Сергея,не проводил теперь ни одного своего совещания,или же объезда территории комбината,так и посёлка.С одной стороны,повышенное внимание к газете было приятным,с другой стороны,очень стало напрягать.
Сергей,на одном дыхании,взлетел на второй этаж по центральной лестнице,где рядом с кабинетом Литвинова возвышалась трёхметровая скульптура Калинина.Она была талантливо выполнена в гипсе,в полумраке же коридора выступала тёмной медью.Перед дверью было небольшое,но вместительное,пространство для уютного холла,через большое окно которого на стены падал полуденный свет,где висели громадные копии картин" солдатского привала и лосей вокруг зимнего стога сена.
Это дело рук талантливых мастеров-искусников комбината из "бригады художников". Раньше эти картины висели в зрительном зале клуба им Ленина.Холл был уже полон.Начальники цехов и отделов сидели на мягких кожаных диванах,установленных вдоль его стен.Слушался негромкий рокот голосов. Всё,друг с другом,что-то обсуждали,спорили,неслышно смеялись.Открылась дверь приёмной и секретарь директора пригласила:
-Прошу всех на совещание!
Все встали и направились,через приёмную,в кабинет директора.С другой стороны приёмной был ещё один кабинет - главного инженера.Кабинет был чуть меньше директорского.без комнаты отдыха.Сергей сел на своё место у стены,прямо против окон,смотрящих на комбинат. За маленьким столиком перед директорским столом,где ещё вчера он сидел,ныне сидели,напротив друг другу,секретарь парткома и председатель профкома.
Совещание началось с небольшого вступительного слова директора,обозначившего новые задачи,и высказавшего свои замечания по прошедшей неделе.Потом он предоставил слово для докладов начальникам жилищно-коммунального отдела и отдела капитального строительства.А также,руководителю специальной бригада по строительству в четырёх подшефных хозяйствах.Замечаний,как всегда,было много,поднимались потому руководители служб снабжения и обеспечения,отдела кадров,отдельных цехов,допустившие задержки в работе.
Всё это Сергей слушал не очень внимательно,не то у него было сегодня настроения.Но он надеялся на помощь присутствующей,здесь же,стенографистки,с которой у него были неплохие отношения.Но вот,и последнее,заключительное, слово Литвинова.Сергея заинтересовало его сообщение и он несколько отошёл от своих невесёлых мыслей.Директор говорил о том,что,в соответствии с постановлением ЦК КПСС "О подсобных сельских хозяйствах предприятий,организаций и учреждений",и вышедшими затем приказами Министра чёрной металлургии,постановлениями Тульского обкома КПСС,на их предприятии уже тоже организуется подсобное хозяйство.Включающее в себя,свиноводческий комплекс на тысячу голов,а также теплично-овощное хозяйство,с площадью полутора гектаров.Это позволит улучшить проблему с обеспечением продуктами питания жителей посёлка.
Строительство будет вести отдел капитального строительства комбината. В текущем году уже должно быть освоено 177,8 тысячи рублей. По решению райкома на строительство привлекаются и рабочие предприятий,расположенных в Крутом Яру.
По проекту уже начался сооружаться высокомеханизированный свинарник,участок приготовление и раздача кормов,где будут полностью механизированы все технологические процессы.Уже сейчас на комбинат завозится оборудование для кормоцеха.При полном освоении,свиноводческий комплекс будет производить, ежегодно, сто двадцать тонн свинины.Вся продукция поступит в общественное питание комбината и в поселковые столовые.
На комбинате уже были начаты работы по созданию тепличного хозяйства.От бытовок доменного цеха к будущим теплицам протягивается теплотрасса.Тепличное хозяйство должно ежегодно выращивать,для трудящихся предприятия и детских садов,сто семьдесят шесть тонн огурцов,пятьдесят две тонны помидоров и тридцать одну тонну лука.Эти цифры Сергей записал.В самое ближайшее время рассчитывая побывать на этих строительных объектах и рассказать о том читателям.
После оперативки,он вернулся в редакцию и рассказал об этом редактору и секретарю-машинистке.Новость всех заинтересовала.Сергей поработал ещё немного над материалами,отпросился у Элеоноры Кузьминичны,сославшись на плохое самочувствие.Видно,внешний вид Сергея,был столь неважен,что она сразу же его и отпустила.
И Сергей отправился в Крапивинку,решив ничего не говорить маме.
А.Бочаров
2020.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев