Книга вторая
ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ.
Глава пятая.Иван Иванович
Сергей и сам не знает,но каким-то странным,просто удивительным,образом,как это иногда случается в жизни,они сдружились с Иваном Ивановичем Блинкиным.Казалось бы,и возрастом они не подходили друг другу,по жизненному опыту тоже,да и в работе-то,особенно,они не соприкасались.Ничего их,особенно-то,и не связывало.А вот,однако же,они подружились.
Характерами,что ли,сошлись,любовью ли к истории и литературе? Или,может быть,отношением к окружающему их миру!Возможно,что и так,Сергей над этим не задумывался.Просто,было с ним ему легко и приятно общаться. Бывает,видимо,в жизни и такое,когда люди,казалось бы,разные по всему,вдруг почувствуют себя друг с другом хорошо,понимают с полуслова.
И общение-то у них складывается комфортное,приятное,интересное.Их беседы могли бы длиться часами,если бы только позволяло время.И не надоедать.Причём,на самые различные темы.Их общение было естественным,не тягостным,давало им эмоциональную разгрузку в повседневной жизни.Не напрягало,восстанавливало жизненный тонус и работоспособность во время рабочего дня.
И когда Сергею было особенно,психологически,трудно в работе,или что-то его напрягало,то встреча с Иваном Ивановичем его всегда успокаивала,поднимала настроение и вселяла в него уверенность,бодрость духа,заряжала оптимизмом.В трудные минуты,он напоминал ему неунывающего Василия Тёркина.
Конечно же,Иван Иванович,и отдалённо,не был балагуром-весельчаком,был,в противоположность ему,довольно серьёзным и основательным человеком.И,как Сергею, тогда казалось,довольно пожилым,чуть-ли,ни ровесником его отца.Он был в чине полковника,находился в отставке,был несколько полноват.В отличие от Серёжкина отца.Со строгим командирским лицом и тяжёлыми роговыми очками на красивом носу.Иван Иванович имел привычку строго и прямо смотреть в лицо собеседнику,в упор. Через толстое оптическое стекло,своих больших роговых очков,казалось,мог читать мысли человека по его глазам.И это свойство привлекало Сергея.
Беседовали они не только на заводские темы,а на самые различные,обсуждали все новости и происходящие события,как в посёлке,так и в стране.Но,особенно,любил Иван Иванович читать книги.Вот их,это обсуждение,и занимало у них большую часть времени.
Сергею,как начинающему историку,недавно окончившему институт,ещё молодому человеку,не много видевшего в своей жизни,а в памяти же,которого,были ещё свежи знания,полученные в институте,конечно же,было интересно узнать мнение человека, прошедшего Великую Отечественную войну,его мнение о сегодняшней нашей жизни.А также,его взгляд,как серьёзного военного человека и участника-очевидца,на происходящие тогда события,а также на предвоенные и военные годы.Интересен был также ему его взгляд по любому вопросу,по любой проблеме,нынешней нашей жизни.Как в стране,так и в Крутом Яру,или на предприятии.Было интересно, особенно,ему знать,что думает Иван Иванович о нашей сегодняшней истории и о быстро меняющимся мире,какие перспективы он видит в дальнейшем развитии страны и меняющейся на глазах всей нашей жизни.
Сергею же хотелось,конечно,полнее понять нашу сегодняшнюю жизнь,через его восприятие и миропонимание,сравнить его это понимание со своими ощущениями, знать не только его мысли о том,что у нас происходит в стране,но и понять самому,не только сегодняшнее время,но и то героическое племя воинов-фронтовиков,вынесшего на своих плечах все тяготы,неимоверные тяжести войны.А через него,самого Ивана Ивановича,ему хотелось ещё полнее понять и своего отца,Семёна Савельевича,прошедшего войну от звонка до звонка.
Иван Иванович,имевший высокое воинское звание полковника,работал на комбинате начальником военно-учетного стола,а позже ставший и начальником первого отдела.И это вызывало,не только у Сергея,но и у всех на комбинате,к нему определённое уважение и отношение.
К работе же предприятия,к его производственной деятельности,как могло тогда казаться Сергею,он не имел,непосредственного,ни малейшего отношения,а только лишь он занимался учётом людей,находящихся в запасе и работающих на предприятии,а также призывников и допризывников.То есть,более относился он к военкомату.
В то же время,Иван Иванович был очень активен в общественной жизни предприятия и самого посёлка.Хотя,жил в Туле.Был он хорошо заметен на фоне Крутого Яра и комбината,интересовался общественной и производственной жизнью,активно лично участвовал в ней:читал лекции,посещал еженедельные производственные совещания, различные общественные мероприятия,как на заводе,так и на территории Крутого Яра.
Иногда, он и сам заходил к Сергею в редакцию,приносил какие-то свои материала в газету,писал о людях или же свои размышления о сегодняшней жизни,а также, воспоминания свои о войне и подвиге советского народа.Иногда,и Сергей,если это было нужно,или же по пути,забегал к нему,хоть на несколько минут.И не только за каким-либо материалом,но и поделиться своими впечатлениями от какого-то события,чтобы услышать его мнение по тому или иному вопросу.
Как военного человека,Ивана Ивановича отличало от других,и заметно,многое.И прежде всего,прямота его характера,бескомпромиссность суждений,однозначная и твёрдая точка зрения по тому или иному вопросу.Он говорил прямо,кратко и откровенно,то,что думал.Не юлил.Умел и любил выступать перед любой аудиторией,будь-то праздничный митинг,на площади перед Домом культуры,или же короткая лекция в рабочий перерыв,в каком-то цеховом коллективе.Но,чаще всего, выступал на агитационных площадках Крутого Яра.
Однажды,Иван Иванович дал Сергею почитать,недавно изданную книгу воспоминаний генерала Горбатова.Вначале репрессированного генерала,а затем,и оправданного. Очень хорошо проявившего себя потом,как военачальник,на фронте.Это была,как раз,середина семидесятых годов.Книга Сергея не,особенно-то,потрясла.К тому времени,подобные воспоминания и многочисленные мемуары,уже были не в диковинку.Но,всё же,после прочтения этой книги Сергея долго не оставляла тревожная мысль,что,как-то легко и просто в жизни,не с того и не с сего,можно оболгать человека и бросить в попасть страшной беды.Как всё это тяжело вынести человеку,устоять ему и не сломаться,суметь отстоять свои взгляды и принципы,честь и свою суть,оставшись самим собой.И,насколько,бывают гадки люди,способные на подлость.Да,и сам, Иван Иванович,как Сергею показалось,осмысливая всю свою нелёгкую гражданскую и воинскую жизнь,тоже удивлялся крепости характера генерала Горбатова.И что он тоже,что-то подобное,уже пережил.Но Сергей не стал его тогда расспрашивать,ожидая,что он сам ему всё расскажет.Но больше они к этой теме не возвращались.Эта книга,как предполагал Сергей,видимо,и была для него не столько книгой,художественным произведением,а более того,реальностью,частью его самого.И потому,в общении с ним,Сергей, почувствовал особую,исходящую от него,не только кристальную честность и искренность души,но и уверенную,какую-то,мощную силу,твёрдость его характера,обретённую на фронте.И более,его притягивало к нем,исходящее от него спокойствие и доброта.
И вот сейчас,возвращаясь от своего отца из больницы,Сергею и вспомнился Иван Иванович,встреча с ним в буфете Управления.И также,его обещание заглянуть к нему в военно-учётный стол.Как раз,он был на пути Сергея,в одной из бывших "красных казарм". Именно,там,Сергей мог найти своё успокоение.Даже,ничего ему не рассказывая.Иван Иванович всегда желал ему добра,старался ему помочь.И это Сергей очень хорошо чувствовал.А,однажды,он чуть было ни перевернул всю Серёгину жизнь,сделав ему,довольно неожиданное и интересное предложение.Видимо,Иван Иванович,заметил некоторые его способности и склонности к журналистике,а также,и некоторую неудовлетворённость его в работе,потому прямо и без предисловий,что было в его духе,сказал:
-Если хочешь,могу порекомендовать тебя для работы в «Красной Звезде». А Сергей, чуть было,не решился сделать этот шаг,почти,что дав согласие на это,но ему было жаль тогда расставаться с комбинатом,Крутым Яром и только,что построенным их "родовым гнездом". К тому же,у него намечалась уже свадьба.И не был он тогда ещё уверен:насколько удачно сложится у него его будущая семейная жизнь. Выдержит ли будущая его жена все тяготы жизни военного корреспондента.Будет ли она настолько ему верна.Что в будущем и не подтвердилось.
Кстати сказать,это предложение не было единственным,способным изменить его жизнь.Так,после победы в журналистском ежегодном конкурсе,признания его лучшим журналистом тульского отделения Союза журналистов России,ему было сделано предложение поработать во вновь создаваемом журнале «Газосварщик». Но Сергея тогда остановила приближающаяся очередь на квартиру,которую он,при этом,мог потерять.Кроме того,Сергей мог поменять своё место жительства и после своей женитьбы,поддавшись уговорам жены и новых своих родственников переехать в "Медуны"? Но,и на сей раз,родные места,да ещё неуверенность его в предстоящем счастливом своём семейном будущем,его тоже не отпускали.И вот,этакая его удивительная интуиция,да счастливое,постоянное его везение,как всегда,его спасли от ещё большей беды,от опасного и неверного шага.Да,и без того,Сергей никак не представлял себя,и своей жизни,без родных своих мест,родных лиц,комбината и посёлка.
Хотя,обеденное время ещё и не закончилось,Иван Иванович уже сидел за своим столом.Увидев Сергея,он встал и поинтересовался:
-Ну,как твой отец?
Сергею не хотелось распространяться о болезни отца,он уклончиво сказал:
-Не очень.Пока,что не очень,но лечат.
Иван Иванович внимательно посмотрел на него,сквозь свои тяжёлые очки:
-Как там мама,как младший твой брат?
-Должен,вот-вот,демобилизоваться,как только будет дана команда.
-Ну,вот,уже и отслужил.Два года пролетели,как один день,-вздохнул Блинкин.
-Два,уже и с половиной.А для нас,-это целый век...
-Ничего,всё пройдёт.А,что пройдёт,то будет мило...-Иван Иванович прошёлся по кабинету:
-Ты,особенно-то,не грусти,всё образуется и встанет на свои места.Как там на сборах-то было? Тяжело!
-Нормально.Но,если,честно,то по дому очень скучал,по работе...А приехал-то,так всё тут и началось...
-Вот,и я тебе здесь сейчас материальчик написал,для газеты.Опубликуй пораньше...Хорошо?
-Хорошо.
Беседа сегодня не клеилась.Сергей сказал:
-Обед заканчивается,пора мне,-и встал.
Поднялся и Иван Иванович.Пожал ему руку:
-Рад был тебя видеть.
Сергей улыбнулся:
-Я тоже.
Он был,чрезвычайно,благодарен этому человеку.Именно,он,Иван Иванович,помог направить Олега служить поближе к дому,в Кубинку,в школу сержантов.Там Сергей теперь и служит. И,вот-вот,должен вернуться домой.
Вернувшись в редакцию,Сергей развернул,свёрнутый в трубочку,листок и прочёл:
"К юбилею ветерана!
В ВОСЕМНАДЦАТЬ МАЛЬЧИШЕСКИХ ЛЕТ.
Восемнадцатилетним добровольцем ушёл на фронт,во время Великой Отечественной войны,бывший бригадир цементного цеха,ныне пенсионер,Алексей Викторович Гарунов. «…Отец мой,– рассказывает он,– был военным человеком,старшим политруком,мать работала дояркой.Но,в тридцать седьмом году,мой отец неожиданно заболел и умер, а меня,как сына военного,лишившегося отца,отправили учиться от военкомата в Москву,в ремесленное училище.
Когда же,началась война,то у меня была уже «броня» на заводе.По июнь 1944 года. Но,как я мог тогда усидеть в тылу? Я сразу же,в военкомат,но только 20 марта 1943 года мне удалось,наконец-то,в восемнадцать лет,добровольно уйти на фронт…».
Фронтовой путь Алексея Викторовича начался под Калугой и прошёл до Перемышля. Сначала он воевал на втором Белорусском фронте,затем на первом Украинском, освобождал Колберг и Брест,форсировал с хода Буг,получил ранение на Одере,был контужен.И вот,тогда-то,после контузии,он и лишился речи и слуха.
А лет-то ему было тогда,от роду,совсем ничего! До сих пор он отчётливо помнит ту злосчастную переправу через Одер,принесшую ему столько горя.Два бревна и две плащ-палатки,вот и всё его «плавсредство» для переправы.Помнит он лишь летящий снаряд,раздавшийся,почти рядом,оглушительный взрыв.Плывущего молодого бойца Алёшу Гарунова перевернуло и… в госпиталь.Контузия!
За бои на фронте у него две медали.Одна из них за захват «языка» в разведке.Это и есть его медаль «За отвагу!». Другая медаль – «За боевые заслуги!». Эта уже за тяжёлые бои в Пинских болотах.Война для него,однако,закончились не после контузии,а лишь после его участия во взятии Кенингсберга.Вот тогда-то и был здесь салют из всех видов оружия.Это означало,что взят Берлин!Германия капитулировала! Победа!
После окончания войны он не поехал домой.Служба его ещё продолжалась в Польше. Служил он здесь авиационным механиком.В 1956 году он женился и переехал в Тулу. Устроился,опять же, с помощью военкомата,работать в цементный цех на Крутояровский металлургический комбинат,где и проработал до самой пенсии.
За честный и добросовестный труд, Алексей Викторович награждался не только Почётными грамотами,но и был награждён медалью,учреждённой в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина.
Бережно хранит он её,вместе с медалями за фронтовые бои.И я вижу,как он бережно и аккуратно достаёт их,осторожно показывает мне,также как,и Благодарственные письма от маршала К.К.Рокоссовского и генералиссимуса И.В.Сталина.И сегодня,в день юбилея,в памяти его вновь оживает весь его трудовой и фронтовой путь солдата пехоты – «царицы полей»,не знавшей преград ни на воде, ни на суше.
Иван Блинкин,
начальник военно-учётного стола".
Материал Сергею понравился,Иван Иванович имел склонность к литературному творчеству.И таких людей,в активе Сергея,было немало.Почти,что в каждом отделе и цехе. И это ему очень помогало в работе,делать газету читаемой и интересной.Ежемесячно он делал "Литературную страницу, к оформлению,которой,он привлекал и брата Аркадия. Отдав же этот материал на машинку,Сергей приступил к обработке других материалов,которые он добыл за неделю.До окончания рабочего дня было ещё много времени.
А.Бочаров
2020.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев