Н.Т. Тайтыкова, учитель истории Мендур-Сокконской школы: "И.М. Апоятов - родом из села Кырлык Усть-Канского района Ойротской автономной области. Боевой летчик в годы Великой Отечественной войны совершил более 100 вылетов в качестве пилота и радиста.
Описание жизни и деятельности по материалам сайта "Подвиг народа", вырезкам из газет и воспоминаний близких будет интересна учителям истории Горного Алтая и классным руководителям для патриотического воспитания школьников. Я осуществляла поисковую работу по сослуживцам И.М. Апоятова, там целая эпопея подвигов и награждений. Попробуйте и вы!"
Иван Михайлович Апоятов родился в 1916 г. в семье грамотного крестьянина Апоятова Чилекей (Михаила) из рода майман. Отец его был активным строителем новой жизни в Кырлыке, один из первых коммунистов села, работал учителем в пунктах ликбеза трех коммун. Мать Биле рано ушла из жизни, брат и сестра осиротели, но отец постарался, чтобы дети окончили семилетку в Усть-Кане. Младшая дочь Юлия окончила Ойрот-Туринское педучилище, а сын до армии работал на Ябоганском конезаводе. Отсюда Иван в 1937 г. ушел в армию. Служил он в Хабаровске в строительном батальоне, тут же окончил десятилетку и школу полковых командиров, получил звание старшего сержанта. Любознательный юноша в свободное от службы и работы время учился в Хабаровском аэроклубе, такая учеба в то время поощрялась. Там он учился вместе с А.П. Маресьевым, ставшим в годы войны известным советским летчиком и Героем Советского Союза. Закончив учебу в аэроклубе на круглые пятерки и демобилизовавшись, Иван по путевке комсомола поехал строить г. Комсомольск-на-Амуре. «Мы строим город, и город строит нас…» – пела вся страна и вместе с ней и наш земляк. В 1940 г. он поступил в авиационное училище пилотов-истребителей. Их обучали пилотировать самолеты «ИЛ-2». Началась война, молодые люди рвались на фронт. Но часть выпускников, получивших диплом, в том числе и его, командование направляет на переподготовку в штурмовую авиацию. Так судьба связала Апоятова с 873-м гвардейским штурмовым авиационным полком, в рядах которых он прошел всю войну.
Иван начал воевать на Калининском фронте в звании старшего сержанта 5-го штурмового звена на «ИЛ-16». Через некоторое время он пересел на «Ил-2», на фронте самолет этот называли «летающим танком», а враги «черной смертью». «У этих машин было очень хорошее вооружение. Да и самолет был бронированный, замечательно работал на бреющем полете. Его вооружение составляли две пушки, три пулемета и восемь реактивных снарядов. Кроме того, можно было брать бомбы общим весом до полу тонны,» – рассказывал летчик на встрече со школьниками. За период с мая 1943 по сентябрь 1944 г. он участвовал в более 20 крупных боевых операциях, совершил 50 вылетов. Перед штурмовиками ставилась задача: бомбить боевую технику, коммуникационные узлы, живую силу противника, сбивать «Мессершмидты» и «Юнкерсы» врага. Кроме этого всегда стояла задача разведывать места дислокации сил противника, ведь с высоты многое замечается. Первую боевую награду Иван Михайлович получил на Калининском фронте за то, что в период с мая по август 1943 г. в восьми боевых вылетах не дал сбить свой самолет и всячески оказывал поддержку боевым друзьям, прикрывая огнем, обеспечивал полеты и выполнение поставленных задач. Это была медаль «За отвагу». Орденом Боевого Красного Знамени наш земляк был награжден за бои на Орловско-Курской дуге, орденом Красной Звезды за боевые заслуги в 1945 г.
На 1-м Украинском фронте в июне 1944 г. наш земляк совершил 11 вылетов в один день. Сбив два вражеских самолета в последнем за этот день вылете, его самолет загорелся. Пилот выбросился с парашютом и приземлился в расположении своих войск. За этот трудный день и за отвагу Апоятов был награжден орденом Боевого Красного Знамени (из сайта «Подвиг народа»). Про этот подвиг во фронтовой газете вышла заметка «6 против 16». В ней писалось, что 6 июня шестерка «Ил-2» под командованием старшего лейтенанта А.В. Долгих вылетела на боевое задание и, встав в замкнутый круг, отразила атаку 16 истребителей врага. Два самолета врага были сбиты, одного из них уничтожил Апоятов. Вернувшихся на аэродром героев, ждал фотограф фронтовой газеты. Командир Долгих от всей души поздравил пилотов с удачным боем, пожимая каждому руку. Миг пожатия руки Ивана запечатлен на снимке тех лет и попал на страницу газеты.
22 сентября 1944 г. И.М. Апоятов поднялся в небо над румынским городом Брашево в свой 102 вылет. Был получен боевой приказ: нанести удар по скоплению немцев. Выполнение задачи возложено на две четверкий штурмовиков. Иван входил в состав второй четверки, которую повел лейтенант И.Е. Ступак. Бой был не на жизнь, а на смерть. На втором заходе появились истребители противника. Обороняясь, группа начала вести бой. Иван Апоятов надежно защищал ведущего, но не видел, что сзади заходили два истребителя врага… Самолет отважного летчика был сбит, сам он получил два ранения в предплечье и левую ногу. В кабине всё загорелось, языки пламени обжигали лицо и руки, но пилот, превозмогая боль, старался одной рукой выправить самолет в сторону родного аэродрома. Аппаратура вышла из строя, дотянуть машину даже до линии фронта не удалось. Когда до земли осталось не более трехсот метров, он выбросился с парашютом. Приземлившись, теряя сознание и силы, он беспомощно тащился за парашютом. Так, он попал в плен. Этот досадный случай навсегда закрыл отважному пилоту возможность получить звание Героя Советского Союза. На войне было правило: если пилот совершил 100 вылетов и посадил самолет, то ему непременно давали это звание. Про этот бой во всесоюзной газете «Красная звезда» вышла статья «Пилоты летающей крепости», где были фотографии командира и пилота И. Апоятова. Писали, что отважный летчик И.М. Апоятов геройски погиб в этом бою. Через месяц наступающие части Красной Армии освободили пленных. Стало известно, что из двух четверок в этом воздушном бою на аэродром вернулся лишь командир Ступак, через три дня пришел командир первой четверки, посадивший свой самолет на нейтральной полосе. Остальные шестеро были занесены в списки погибших…
Несмотря на незажившую рану и перелом ключицы, Апоятов снова рвется в небо. Но военные медики разрешают ему летать только в качестве радиста-стрелка. Об одном из таких полетов вспоминал майор В.Д. Щербак: «День не предвещал ничего необычного. Как всегда с рассвета полк штурмовиков находился в боевой готовности. Телефонный звонок из штаба полка, постановка боевой задачи, и звено летит на выполнение задания. Перелетаем линию фронта, до цели 25 км.
– Ваня, как дела? – спрашиваю стрелка.
– Всё в порядке, командир. В воздухе спокойно. И, действительно, все спокойно, не видно ни немецких самолетов, ни зениток. Напрягаю зрение, вдруг вижу – впереди по курсу выше нас чьи-то самолеты. Сколько их не разобрать. Переключаю связь с внешнего на внутреннюю, говорю:
– Внимание, Ваня. Выше нас впереди самолеты.
И в небо взлетает красная ракета, пущенная моим стрелком. Это значит: «Внимание. Воздушная опасность. Смотри в оба – истребители врага».
– Командир, снизу заходит. Сделай левый разворот.
Делаю, слышу длинную очередь пулемета стрелка.
– Командир, нас атакуют, открываю фонарь, стоя удобнее стрелять!
Две короткие очереди его пулемета. Одновременно вижу немецкую очередь, прошедшую в полуметре от плоскости. Делаю резкий маневр вниз и влево. Истребители выходят из атаки, не задев нас».
Славный сын алтайского народа завершил свой фронтовой полет 9 мая 1945 г. в небе над Берлином, вернулся в родные края. Грудь летчика украшали 19 боевых наград. После войны Иван Михайлович жил и работал в Усть-Кане. Женился, занимался воспитанием детей. Работал он кладовщиком на хлебозаводе, в КБО, прокурором. В 50-60-х годах он жил в с. Черный Ануй. Сначала с женой работали в колхозе чабанами, а дети учились в школе. Но вскоре пилот обучился в Ининском СПТУ и трудился трактористом на МТС. Жена Валентина Ивановна стала работать воспитательницей и библиотекарем в сельской библиотеке, была активисткой - почти 20 лет была членом женсовета села. За трудовые достижения Иван Михайлович был дважды удостоен поездки на ВДНХ. Выйдя на пенсию, семья уехала в Чемал, где наш герой умер в 1988 г. Все, кто его знал, отмечали в его характере человечность, отзывчивость и простоту в общении. Был частым гостем школьников, где бы, ни жил. До последних дней не терял связь с боевыми товарищами. Командиры А.В. Долгих, И.Е. Ступак (удостоены многих орденов и медалей) и В.Д. Щербак нашли его спустя 30 лет, коллега по аэроклубу А.П. Маресьев, Герой Советского Союза, через 40 лет… Переписывались, вспоминая боевой путь, желали друг другу и всем, чтобы небо всегда было мирным…
Старожилы с. Усть-Кан помнят случай «угона» самолета, осуществленный боевым летчиком. Это было в середине 50-х годов: в аэропорту, теперь это улица Космонавтов, сел ПО-2, в народе этот самолет называли «кукурузник». Пилоты обедали в столовой, когда над селом начал летать самолет. Летел он низко, а на милицейской машине два милиционера с пистолетом, два летчика с рупором сновали от одного конца села до другого, требуя посадить машину. Когда, наконец, посадив машину, вышел из неё прокурор И.А. Апоятов, все опешили. Старый вояка проверил себя на профпригодность. Ему это удалось. На обвинения против него, говорят, аргумент был таков, что боевая машина в условиях хоть и «холодной войны», должна охраняться! А новая техника поддалась пилоту, как миленькая! По-видимому, этот случай повлиял на то, что отважного летчика-фронтовика отстранили от работы прокурора и отправили дальше от райцентра. Но и за штурвалом трактора он продолжил трудиться на благо своего народа, за свободу которого не жалел своей жизни и всю её без остатка положил ради его благополучия.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев