В XII веке на Руси начался период феодальной раздробленности. К этому моменту некоторые удельные княжества стали богаче Киева — столицы государства. Это отразилось и в фольклоре. Появились предания о «заезжих» богатырях, жителях Галиции, Волынца, Корелы, Новгорода или просто «далеких царств», — Дюке Степановиче, Чуриле Пленковиче и других.
Этих героев описывали богатыми, красивыми, щегольски одетыми. Фольклорист Владимир Пропп писал: «Одно из главных качеств «щапа» (щеголя, повесы. — Прим. ред.) заключается в том, чтобы иметь все самое дорогое, самое лучшее и, главное, такое, какого ни у кого нет, по возможности заграничное, что трудно достать и чем можно хвастать». В легендах воспевали в первую очередь не их силу и смелость, а красоту брони и оружия.
Былина «Дюк Степанович и Чурило Пленкович» повествует о соревновании двух заезжих богатырей в щегольстве:
Молодой боярин Дюк Степанович
Он стретал тут своего добра коня,
Он берет свою одежу драгоценную;
Он тут бился со Чурилушкой в велик заклад,
А в велик заклад ещё й не в малыи,
Не на мало поры‑времени — на три году,
А проездить на конях богатырскиих,
А сменять одежу с нова наново.
Победил в этом состязании Дюк Степанович. Ему богатую одежду из Индии ежедневно приносил конь. После этого, как сказано в былине, киевский князь Владимир даже решил проверить, насколько богат Дюк Степанович, и послал посольство в земли богатыря. Выяснилось, что все его сокровища невозможно описать. Чтобы купить бумагу и чернила для этого перечня, пришлось бы продать Киев и другие города Руси.
А у противника Дюка Степановича — Чурилы Пленковича — была более мощная дружина, чем у великого князя. В былине «Чурило Пленкович у князя Владимира» ее сравнивают с ордой и войском литовским.
Источник: https://clck.ru/37PEik
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев