
«Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу. А русские стяжали славу быть непобежденными», — говорил Наполеон Бонапарт.
В смертельной схватке на Бородинском поле с обеих сторон сошлись более 250 тысяч человек. Кровопролитные бои шли с утра до самого вечера, некоторые позиции несколько раз переходили из рук в руки.

«Трупы были навалены друг на друга, и среди них было много раненых, криков которых не было слышно; всевозможное оружие было разбросано на земле… Неприятельские солдаты, занимавшие редут, предпочли погибнуть, чем сдаться…» — вспоминал капитан Эжен Лабом.
Наполеон так и не ввел в бой свой главный резерв — Старую гвардию, и с наступлением сумерек русская армия в полном боевом порядке отступила. Изможденные французы не имели ни сил, ни желания ее преследовать и ложились спать там, где только что сражались.
Противоборствующие стороны потеряли убитыми, ранеными, попавшими в плен и пропавшими без вести свыше 80 тысяч солдат, включая 75 генералов. Так Бородино стало самым кровопролитным однодневным сражением XIX века.
Французы одержали тактическую победу, но потерпели стратегическое поражение: они понесли огромные невосполнимые потери вдали от дома, в то время как русские войска не были разгромлены и сохранили полную боеготовность.

«Какая польза была в том, что поле битвы осталось в наших руках? В такой обширной стране, как эта, может ли не хватить русским земли, чтобы сражаться?» — сокрушался генерал Филипп-Поль де Сегюр.
«Великая армия» Наполеона направилась вслед за Кутузовым к Москве. Как оказалось — навстречу своей бесславной гибели.
Комментарии 6