Моторное планирование (МП)– это умение выстроить логику действия.
Как, например, научиться заводить автомобиль? Сначала каждый раз думать, в каком положении должен быть рычаг коробки передач, когда нажимать педаль сцепления, поворачивать ключ и т.д. - это и есть этап моторного планирования. Когда вы перестаете задумываться о порядке действий, выполняете их «на автомате», это значит, что они перешли на уровень двигательных навыков. Основным принципом МП является освоение новых действий, переход от простых и освоенных к более сложным, требующим логического осмысления новых моторных схем.
Связь речи и моторики не очевидна, однако очень тесна. Слова состоят из слогов, а каждый слог 一 из одного или нескольких звуков. Ребенку приходится контролировать артикуляционный аппарат, пока выполнение этих движений не станет навыком.
👉Детям с моторными дисфункциями, речевыми нарушениями, трудно осуществлять моторное планирование, тяжело осваивать новые навыки движения. Для выполнения правильной последовательности артикуляционных моторных схем детям с речевыми нарушениями требуются усилия для выполнения правильных действий речевыми органами, множественные повторы для закрепления правильных движений, чтобы те перешли в автоматизированные речевые навыки.
Так же тяжело приобретённые навыки переносятся в новую и незнакомую для ребёнка ситуацию. Это настолько расстраивает ребенка, что он избегает выполнения новых не свойственных ему, незнакомых моторных схем. Встречаются также случаи нарушения контроля выполнения движений, когда ребенок не понимает, на каком этапе совершил ошибку, и не видит способа ее исправить.
В основе процесса становления речи лежит МП как способность спланировать, осознать и реализовать определенную последовательность действий и двигательных схем. Чтобы воспроизвести звук, необходима определенная последовательность артикуляционных действий. Таким образом, слово состоит из нескольких моторных схем.
В дальнейшем это станет для него автоматическим навыком, однако сначала этому нужно учиться. Постоянная тренировка моторного планирования крупных общемоторных движений, а также пальцевой моторики, помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков.
‼Логопеды рекомендуют следующие УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ:
✅1. Хватательные движения: захватывание предметов различной формы и размера всей ладонью, затем тремя пальцами (щепотью), а далее двумя (пинцетное захватывание).
✅2. Сортировка мелких предметов, пересыпание крупы, песка с помощью совка или руки из одной емкости в другую.
✅3. Складывание конструктора, лепка из пластилина или глины, аппликации, рисование, вырезание бумаги или лоскутков тканей.
✅4. Застегивание пуговиц, молнии, застежек, липучек и т.д.
✅5. Выполнение несложных бытовых задач (поливка и вытирание листьев растений, складывание вещей, уборка игрушек, вытирание пыли и др.).
✅6. В процессе игр с куклами 一 их раздевание и одевание; изготовление своими руками игрушек, приспособлений для игр и т.д.
✅7. Игровая ритмическая пальчиковая гимнастика, в том числе в сопровождении стихов, песен, считалок.
✅8. Гимнастика с прыжками, преодолением препятствий, копированием движений и поз, упражнениями на координацию, в том числе с балансировочной доской.
✅9. Упражнения для артикуляционного аппарата.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев