1. «Хаябуса-2» не сможет «потрогать» свою цель — астероид, к которому летит аппарат, оказался крошечным, а его скорость вращения — рекордной
Пролет автоматической межпланетной станции «Хаябуса-2» около небольшого астероида 1998 KY26 запланирован на июль 2031 года. Однако новые данные наблюдений за объектом показали, что его размер в три раза меньше ожидаемого, а скорость вращения вдвое быстрее. Открытие превращает и без того сложную миссию в настоящую головоломку.
Основная цель аппарата «Хаябуса-2» — сбор образцов грунта с астероидов класса С — темных углеродистых объектов, которые сформировались изо льда и пыли в удаленных регионах Солнечной системы примерно 4,5 миллиарда лет назад. Напомним, в 2014 году Японское агентство аэрокосмических исследований JAXA отправило зонд «Хаябуса-2» к околоземному астероиду Рюгу: в 2019-м аппарат достиг цели, собрал образцы грунта и через год доставил их на Землю. Ранее анализ этого драгоценного груза выявил в нем следы редкого минерала, которого там быть не должно.
Следующей целью «Хаябуса-2» ученые выбрали самый маленький из когда-либо изучавшихся астероидов — 1998 KY26, обнаруженный в 1998 году в рамках обзора Spacewatch в Национальной обсерватории Китт-Пик (США). Хотя орбита этого небесного тела хорошо изучена, результаты нового исследования стали для ученых неприятным сюрпризом: диаметр 1998 KY26 оказался всего 11 метров (вместо предполагаемых 30), а скорость вращения составила 5,35 минуты, что в два раза быстрее предыдущих оценок.
К такому выводу астрономы пришли, наблюдая за астероидом во время его сближения с Землей в 2024 году с помощью телескопа Very Large Telescope (VLT) Европейской южной обсерватории. Результаты научной работы, опубликованной в журнале Nature Communications, выявили неожиданно высокое альбедо поверхности 1998 KY26 (около 0,52), что указывает на принадлежность объекта к редкому классу Хе (группа Х) с высоким содержанием энстатита.
Подобный состав делает объект особенно интересным для сравнительных исследований: 1998 KY26 может оказаться «строительным материалом» более крупных тел, таких как Бенну и Рюгу. Кроме того, ранее у астероида наблюдали аномальные ускорения, которые нельзя объяснить только гравитацией — ученые предполагали, что причина в слабом выделении газа (как у комет), однако в новых данных никаких признаков газовой или пылевой активности не выявили, а значит, гипотеза о «кометной природе» астероида несостоятельна.
Поскольку размеры и масса объекта сопоставимы с Челябинским и Тунгусским метеороидами (упавшими в 2013 году и 1908 году соответственно), его изучение имеет практическое значение для планетарной защиты: тела, подобные 1998 KY26, считаются самыми распространенными потенциально опасными объектами.
Главная проблема для миссии «Хаябуса-2», однако, заключается в крошечном размере и рекордной скорости вращения астероида — зонд вряд ли сможет «прикоснуться» к поверхности, а значит, искусственное создание кратера с помощью снаряда, как это было в случае с Рюгу, под вопросом. В то же время отсутствие пыли вокруг объекта облегчает работу приборов на близкой орбите.
Таким образом, планы по изучению 1998 KY26 придется пересмотреть. Авторы статьи отметили, что успешное изучение подобных объектов особенно важно, поскольку может изменить наши представления об их формировании и разрушении.
2. Субнептуны оказались не планетами-океанами, а сухими мирами, неблагоприятными для жизни
Гикеаны — гипотетические планеты, обычно субнептуны, богатые водой и водородом. Условия на них крайне благоприятны для появления жизни. Вот только существуют ли такие миры? Оказалось, в популярном сценарии их формирования не учтен крайне важный процесс — химическое взаимодействие недр с «летучей» оболочкой, которое лишает такие планеты воды.
Интерес к водным субнептунам значительно вырос после наблюдений за экзопланетой K2-18b с помощью космического телескопа «Джеймс Уэбб». На этом субнептуне в 124 световых годах от Земли ученые засекли большое количество диметилсульфида. Диметилсульфид может возникать в геохимических процессах, но не в таком количестве. Зато его в большом количестве производят морской фитопланктон и некоторые бактерии.
Пока что научное сообщество продолжает сомневаться в наличии такого количества продуктов жизнедеятельности бактерий на субнептуне K2-18b. В 2024 году исследователи выяснили, что такие же показатели в данных наблюдений мог дать метан, а не диметилсульфид. В августе 2025-го другая группа ученых предположила, что это «сигналы» этилена. Тем временем «Джеймс Уэбб» лишь подлил масла в огонь, когда в апреле 2025 года снова «увидел» эти продукты жизнедеятельности бактерий на K2-18b.
В спорах о K2-18b нередко принимают за данность предположение, что этот субнептун покрыт океаном воды. Считается, что подобные ему миры формируются вдали от звезды, за снеговой линией — границей в протопланетном диске, за которой температура достаточно низка и летучие вещества затвердевают в льдинки. Если такая планета мигрирует потом ближе к светилу, накопленный лед плавится — появляются океан и плотная атмосфера. Такие миры иногда называются гикеанами (hycean) — производное от слов «водород» (hydrogen) и «океан» (ocean). По оценкам, вода может составлять до 50% их массы.
Как отметили авторы новой научной работы, в описанном сценарии формирования субнептунов-океанов не учтен важный фактор — химическое взаимодействие недр и «летучей» оболочки после формирования планеты. Ученые рассчитали химическое «уравновешивание» 26 компонентов для 248 смоделированных молодых субнептунов и суперземель.
Исследователи предположили, что на раннем этапе формирования такие планеты проходят через фазу, когда их покрывает глубокий и горячий океан магмы. Далее они применили новую модель расчета химических процессов, возникающих при взаимодействии газов в атмосфере с металлами и силикатами в магме.
Оказалось, даже субнептуны, где вода составляет до 30% их массы, высыхают на этапе океана магмы. Почти все молекулы воды разрушаются в химических процессах. Водород и кислород «прикрепляются» к соединениям металлов и «тонут» в глубинах ядра. В результате содержание воды падает до 1,5% массы планеты.
«По нашим расчетам, не существует далеких миров, покрытых массивным слоем воды, где она составляет около 50% массы планеты, как ранее считалось. Как следствие, маловероятно и существование гикеанов с 10-90% воды», — объяснила соавтор исследования Кэролин Дорн, профессор по экзопланетам в Швейцарской высшей технической школе Цюриха (Швейцария).
Остается надежда на планеты, сформировавшиеся до снеговой линии. Как показали расчеты, такие планеты накапливают меньше летучих соединений, зато удерживают богатую водой атмосферу. Впрочем, из-за высокой температуры вода в таких мирах не «опадает» на поверхность океанами.
Новое исследование проводили ученые из Швейцарской высшей технической школы Цюриха, работавшие совместно с планетологами из Института астрономии общества Макса Планка (Германия) и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США). Результаты опубликованы в журнале The Astrophysical Journal Letters.
3. Взрыв метеороида заставил пересмотреть план эвакуации перед падением «астероида-убийцы»
Небесное тело, недавно ворвавшееся в земную атмосферу, повело себя совершенно неожиданно: вместо того, чтобы постепенно разрушаться еще в верхних слоях атмосферы, оно спустилось до высоты всего 28 километров почти невредимым и там взорвалось. После этого исследователи темы планетарной обороны глубоко задумались: если так же произойдет с крупным астероидом, это может оказаться даже хуже его падения.
Метеороид 2023 CX1 оказался тем редким случаем, когда летящее к Земле небесное тело удается обнаружить до его вхождения в атмосферу. Правда, его заметили менее чем за семь часов до падения, но этого вполне хватило для сбора полезной информации о его орбите и происхождении.
Оказалось, он принадлежал к семейству Аполлонов — небесных тел, которые пересекают орбиту Земли, но в основном находятся дальше от Солнца. Кстати, большинство потенциально опасных астероидов относится именно к этой группе. К примеру, (101955) Бенну, падение которого в 2182 году не исключено, — тоже Аполлон.
Полный оборот вокруг Солнца метеороид совершал за два с небольшим года. В момент падения 13 февраля 2023 года ему оставался всего месяц до очередного перигелия — максимального сближения с нашей звездой. Наблюдали его во Франции, над побережьем Нормандии. При внимательном просмотре видео падения этого объекта ученых заинтересовала одна немаловажная деталь: небесное тело мчалось сквозь плотные слои атмосферы, горело и оплавлялось, но не распадалось на части вплоть до достижения высоты 28 километров, где время от времени летают метеозонды и стратостаты. Там метеороид внезапно взорвался и высвободил энергию, эквивалентную примерно 29 тоннам тротила.
Это породило некоторые размышления, которыми международная команда ученых недавно поделилась в статье для издания Nature Astronomy. Исследователи подчеркнули, что по «поведению» этого метеороида можно составить представление о том, каким может быть падение на Землю более крупного небесного тела с такой же структурой. C помощью моделирования они «масштабировали» энергию взрыва 2023 CX1 до мощности Тунгусского события 1908 года. Выяснилось, что при взрыве подобного астероида низко над поверхностью Земли площадь поражения ударной волной возрастает примерно вчетверо по сравнению с таковой в случае его постепенного разрушения в полете и падения.
По оценкам, до вхождения в атмосферу 2023 CX1 имел массу примерно 650 килограммов и диаметр 72 сантиметра. Впоследствии удалось найти около сотни его обломков, самый крупный оказался 490-граммовым. Исследователи определили, что метеорит относится к классу L-хондритов — распространенного типа внеземных камней со сравнительно небольшим количеством железа в составе.
Ученые предполагают, что эти метеориты представляют собой осколки астероидов S-типа — крупных небесных тел, состоящих в основном из силикатных минералов и металлов. К ним относятся вышеупомянутый 560-метровый Бенну, а еще, к примеру, 325-метровый (99942) Апофис, который в 2029 году должен проследовать мимо Земли на высоте наших геостационарных спутников (36-38 тысяч километров).
Конкретно 2023 CX1, как установлено, — один из многочисленных обломков 145-километрового астероида (20) Массалия из внутренней части Главного пояса между Марсом и Юпитером. Он тоже принадлежит к S-типу. Таких астероидов там большинство.
По мнению ученых, взрыв 2023 CX1 показал, что в случае обнаружения грозящего катастрофой астероида нужно будет как можно скорее определить его тип. Если он окажется представителем S-класса, есть основания ожидать аналогичного, только гораздо более мощного взрыва в воздухе. Поэтому предстоит в первую очередь эвакуировать людей не только с территорий вдоль траектории его пролета в атмосфере, но и в предполагаемом радиусе этого воздушного взрыва.
4. Сплюснутый гигант: астрономы по-новому измерили Юпитер
Крупнейшей планете Солнечной системы устроили 13 сеансов радиозатмений
Новые высокоточные измерения, проведенные орбитальным зондом NASA «Юнона», показали, что самая крупная планета Солнечной системы, Юпитер, не такая большая, а ее форма более сплющенная, чем считали астрономы последние четыре десятилетия, сообщает Naked Science. Результаты исследования были представлены на конференции Europlanet Science Congress, проходившей в Хельсинки с 7 по 12 сентября 2025 года.
Юпитер — газовый гигант и не имеет твердой поверхности. Однако оценить его размеры и форму все же возможно, измеряя, как колеблется толщина его газового слоя при определенном уровне давления в атмосфере планеты, подобно тому, как измеряют уровень моря на Земле. Известно, в частности, что из-за высокой скорости вращения форма Юпитера не идеально круглая — планета сжата у полюсов и растянута в районе экватора. Такую форму называют сплюснутым сфероидом.
До сих пор представления о форме и размерах Юпитера основывались на измерениях, проведенных более сорока лет тому назад космическими миссиями НАСА «Вояджер» и «Пионер». Зонды посылали через атмосферу Юпитера в сторону Земли радиоволны, где ученые анализировали, как меняются их свойства после прохождения через газовую оболочку планеты и вычисляли уровень давления газа на разной высоте. Этот метод называется радиозатмением.
Однако у этих измерений была высокая погрешность, поскольку они не учитывали влияние мощных ветров, которые дуют на Юпитере с разной скоростью на разных широтах.
В 2016 году на орбиту Юпитера вышел новый исследовательский аппарат NASA «Юнона», оснащенный более чувствительным оборудованием, чем его предшественники. С его помощью международная группа астрономов под руководством Эли Галанти из Института Вейцмана (Израиль) провела 13 сеансов радиозатмений и сопоставила новые измерения с известными скоростями ветров на Юпитере, что позволило получить более точные данные о размерах и форме газового гиганта.
Галанти и его коллеги пришли к выводу, что диаметр Юпитера, в среднем, примерно на восемь километров меньше, чем считалось. При этом форма планеты оказалась еще более сплющенной, чем думали: если «горизонтальный», экваториальный диаметр Юпитера составляет примерно 142 984 километра, то «вертикальный», полярный — лишь около 133 708 километров. Эта разница демонстрирует, насколько планета деформирована по вертикали.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев