Монжизар. Главная победа Прокаженного короля.
Летом 1177 года - через три года после коронации - Балдуину IV, королю Иерусалима, стукнуло шестнадцать. Мальчик стал мужем, он больше мог не полагаться на графа Триполи Раймунда де Сен-Жиля, выбранного регентом, и должен был править самостоятельно. И уже очень скоро судьба приготовила юноше суровое испытание. При дворе говорили: «Наш король молод, слаб и болен. Лепра сведет его в могилу раньше срока». С болезнью Балдуин справиться не мог - она медленно, но верно, подтачивала его силы. Но там, где слабо тело, был силен дух - крепок, словно гранит. Юный король это доказал.
Саладина, который к тому моменту уже шесть лет правил Египтом и потихоньку прибирал к руками сирийские земли, вдохновила последняя осечка крестоносцев. В 1177-м на Святой земле высадился Филипп Эльзасский, граф Фландрии, один из влиятельнейших феодалов Европы. Он должен был возглавить очередной поход на Египет, ему на помощь готовы были прийти не только франкские бароны, но и византийцы - император Мануил I Комнин обещал подставить плечо и отправить флот к египетскому берегу. И это несмотря на страшное поражение, которое год назад ромеи потерпели от сельджуков в ущелье Мириокефалона.
Но поход Филиппа не состоялся. Граф в пух и прах рассорился с ближневосточными феодалами. Он даже готов был несолоно хлебавши вернуться на родину, и лишь, чтобы очистить совесть, решил поучаствовать в походе на замок Харим в Сирии, который возглавил граф Триполи.
Саладин, уже приготовившийся обороняться, ликовал - разногласия в стане врагов не единожды помогали ему, помогли и в этот раз. И осенью 1177 года султан решил нанести ответный удар - то, что сорвалось у франков, должно получиться у воинов ислама. Тем более что основные силы крестоносцев были заняты на севере Сирии, а Иерусалим охранялся лишь относительно небольшим отрядом.
«Саладин узнал, что граф (Раймунд де Сен-Жиль. - Ред.) и все силы христианской армии, которых сам он не без опасения ожидал в Египте, отправились в Антиохию. Он решил что теперь, когда королевство осталось без защиты, он с легкостью может сделать одно из двух: либо запереть города королевства осадой, либо, если еще оставались воины в королевстве, перебить их, и таким образом, одержать полную победу», - рассказывает Гийом Тирский.
Рейд Саладина был стремительным и неожиданным для крестоносцев. Вначале он обрушился на Газу, где оборону держали тамплиеры. Затем сарацины осадили прибрежный Аскалон. Здесь находился лично король Балдуин IV. Оставив отряд у Аскалона, с основными силами Саладин двинулся на север - к Рамле и Яффе.
Сопротивление было минимальным, и египетскому султану казалось, что победа у него в кармане - крестоносцы не смогут оправиться от удара. Самоуверенность Саладина передалась его воинам - дисциплина пошатнулась, солдаты в поисках наживы разбрелись по округе. В глазах солдат засверкали золотые безанты...
Иерусалимский король решил этим воспользоваться. Силы его были немногочисленны - около четырех сотен рыцарей и несколько тысяч пехотинцев. У Саладина было куда больше воинов.
«26 тысяч всадников, не считая тех, кто сидел на вьючных животных и верблюдах. Из них 8 тысяч были превосходными воинами, которых они на своем языке называют "товаши". Остальные же 18 тысяч были обыкновенными ратниками, которых сами они называют "карагулямы". Из тех лучших всадников была тысяча, они были одеты в роскошные одежды желтого цвета поверх брони, такие же, как и у Саладина и это была его личная охрана, которая окружала его», - рассказывает хронист.
Но Балдуин решил атаковать. Он отправил гонца в Газу с призывом к тамплиерам присоединиться к нему (через несколько дней великий магистр Одо де Сент-Аман прибыл в распоряжение короля с 80 братьями-рыцарями). Затем без труда прорвал блокаду Аскалона и ринулся туда, где находился лагерь Саладина.
Встреча произошла 24 ноября 1177 года у холма Монжизар, недалеко от Рамлы. Саладина поразило появление королевского отряда, он тотчас же приказал собирать войско, которое разбрелось по округе. Крестоносцы ждать, когда неприятель выстроится в боевые порядки, разумеется, не стали и осененные животворящим крестом, который нес Альберт, епископ Вифлеема, ринулись в бой. Шестнадцатилетний король сражался в первых рядах.
Упорного сражения не получилось - все вылилось в череду коротких схваток с предсказуемым финалом. Яростно сопротивлялись лишь телохранители Саладина - они погибли почти все, но благодаря их героизму султану удалось бежать. Остальная армия не выдержала мощной конной атаки и побежала.
«Король сражался в первых рядах. Своей победой франки во многом были обязаны храбрости братьев Ибелинов - Балдуина и Балиана, а также приемных сыновей Раймунда - Гуго и Гийома Галилейских. Самого святого Георгия видели сражавшимся в этот день на стороне короля», - приводит детали историк Стивен Рансимен.
До темноты продолжалось преследование. Многих сарацин загнали в болото с романтическим названием Гнездовья жаворонков. Тяжеловооруженные воины старались избавиться от доспехов, чтобы передвигаться по трясине, скидывали их, прятали, и они достались в качестве трофеев крестоносцам:
«Тщательно обыскивали тростник и сами заходили в болото и баграми исследовали его, быстро находя то, что там спрятали враги. Как я слышал от некоторых достойных людей, которые были тому свидетелями, за один день наши достали более сотни доспехов: шлемы, железные ножные доспехи и другие, менее важные вещи, но не менее ценные и полезные».
Отступление продолжилось на Синайском полуострове, где многие воины разгромленной армии Саладина стали жертвами бедуинов. Если верить Гийому Тирскому, в бою погибло как минимум 12 тысяч сарацин.
Победа была громкой, важной, она позволила и юному королю, и его королевству почувствовать себя увереннее - до этого Саладин почти не знал поражений. Однако окончательно разгромить египетского султана крестоносцы не смогли, да и не имели для этого сил: «Ресурсы Египта были безграничны, в то время как франкам по-прежнему недоставало людей».
Саладин довольно быстро оправился от поражения и очень скоро возобновил мусульманскую реконкисту.
Источники и литература: Гийом Тирский. История деяний в заморских землях/ Стивен Рансимен. Завоевания крестоносцев/ Жан Ришар. Латино-Иерусалимское королевство
Автор: Алексей Денисенков.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев