ОБСУЖДЕНИЕ.
Периодически в обсуждениях 1812 всплывает вечная тема: "А кто выиграл при Бородино?" и чуть реже, но тоже регулярно "А кто выиграл при Березине?".
Начну с ключевого постулата. Сражение — это не демонстрация отваги, также это не гонка за фрагами и не борьба за приобретение поля боя. Сражение — это способ навязать свою волю противнику силой оружия. И здесь необходимо понять, чего пытались добиться стороны и что они в итоге получили.
Задача Кутузова состояла в том, чтобы не пустить французов к Москве. Выполнить её не удалось — русские отступили, и Москву французы взяли. Но задачей Наполеона было в первую очередь не взятие Москвы, а уничтожение русской армии. Когда русских возглавил Кутузов, император французов только обрадовался: битва, на его взгляд, надёжнее и быстрее всего заканчивала войну. Взять Москву, конечно, тоже было неплохо, но нацеливался Наполеон именно на разгром армии — и этой цели он не достиг.
Русская армия ушла с Бородинского поля ослабленной, но не развалилась и не сдалась. И здесь снова уместно провести аналогию, знакомую всем любителям спорта, — иногда для выхода в следующий круг соревнований команда должна не просто выиграть, но выиграть с определённым счётом. При Бородине Наполеону требовался полный разгром. Он же сумел в напряжённом матче выцарапать 3:2.
Кстати, Наполеон даже недооценивал важность Бородинской битвы для себя. Он всё-таки считал, что взятие Москвы сделает реальной перспективу выгодного мира. На самом деле, русских, как мы знаем, падение Москвы не сломало, и уничтожение русской армии в действительности было единственным событием, которое давало Наполеону реальную возможность закончить войну.
Генеральное сражение стало для Наполеона идеей фикс, все его манёвры до сих пор подчинялись одной цели — навязать битву, разгромить русскую армию и выкатить условия мира. Даже Москва — это в первую очередь был объект, за который русские, по идее, должны были драться до последнего. Битва состоялась… и с точки зрения разгрома армии её результатом стало оглушительное ничего — армию Кутузова не удалось уничтожить.
Наполеон мог получить второй шанс у стен Москвы, но русские не пошли на матч-реванш. Так что с тактической точки зрения при Бородине выиграл Наполеон, но главные задачи, решение которых обеспечило бы победу в войне, не выполнили ни русские, ни французы. В итоге Бородино оказывается... героическим обоюдным поражением!
Березина в этом отношении не менее интересна. С одной стороны, очевидно, что армия, потерявшая половину состава и убегающая в леса, бросая все, что не может унести - не совсем похожа на победителя, это подсказывает нам здравый смысл, который не измеришь линейкой, но без которого никуда. Однако если мы обратимся, опять же, к задачам, которые стояли перед сторонами, то увидим парадокс. Решение ключевых задач русских и французов вообще не противоречило друг другу. Они не сходились остриё против острия. Задача-минимум для французов состояла в том, чтобы вытащить из России Наполеона и ключевых лиц армии, а всех остальных — как получится. Задача-минимум русских состояла в том, чтобы нанести французской армии сокрушительные потери, а уж изловить Наполеона — как выйдет. Свои главные задачи обе стороны успешно решили.
Зазор между ключевыми целями русских и французов по итогу оказался настолько велик, что в него легко поместились половина французской армии и репутация адмирала Чичагова.
Да, «бонусных» целей не достигли ни те ни другие — но в реальной жизни редко удаётся собрать все ачивки. «Загадка Березины» на самом деле противоположна «загадке Бородина»: под Москвой ни русские, ни французы не смогли решить свои ключевые задачи — здесь их сумели решить и те и другие. Win-Win.
Бородино - обоюдное славное поражение.
Березина - обоюдная брутальная победа.
Е. Норин.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев