Велкам ту Юнайтед Стейтс.
Первыми препаратами, добравшимися до внутриклеточных паразитов оказались сульфаниламиды - американец Фред Ло, к певице под тем же позывным отношения не имеющий. До этого столетиями применяли и нитрат серебра, и медный купорос, причем длительно, фиксируя глаз специальной «распоркой». Ужас, поэтому без картинок.
Но наконец-то двадцатый век, после стрептоцида пришли пенициллины. Тут промах – не работают они на хламидиях. Чудо в этом отношении произвёл тетрациклин, открытый практически тут же, конце 40-х, и до сих пор активно применяющийся в мазях, в том числе и глазных. Затем более безопасный эритромицин и его «потомок», азалид азитромицин (известный нам сумамед). Последний и считается нынешним «золотым стандартом» в лечении трахомы, по соотношению эффективность/безопасность.
Что интересно, даже спустя десятилетия после открытия надёжных противомикробных средств споры о роли хламидий в развитии трахомы не утихали. И нашлось тут место настоящему врачебному подвигу. Вначале китаец Тан Фэйфань в 1958 году (в разгар культурной революции) решился на эксперимент самозаражения, чтобы доказать хламидийную природу «песка в глазах». Так у них эта болячка называлась - «ша янь», 沙眼. Затем на такой опыт решился и наш молодой учёный, впоследствии видный советский офтальмолог Анатолий Альбертович Шаткин. Боялся? Как сам потом признался, очень. Что не подтвердится теория! В итоге всё-таки, заразился и несколько недель (!) обходился без лечения, подробно описывая стадии развития процесса. Затем длительное, (многомесячное) неприятное и даже мучительное лечение, которое, слава богу и науке, увенчалось успехом.
В итоге, к шестидесятым годам, трахома, буквально бушевавшая в южных районах нашей страны и добравшаяся до самой Сибири (более миллиона подтверждённых случаев в «жирном» 1913 году) наконец-то была побеждена.
Вот такая история одной болезни, с почти счастливым концом. Почему почти? Потому что она не завершилась, продолжает «гулять» трахома по миру. Пусть и не в самых развитых странах, есть у нас на планете множество мест (Юго-Восточная Азия, Африка), где болезнь сохраняется. По данным ВОЗ около двух миллионов слепых в мире по этой причине, за 2021 год почти 65 миллиона было пролечено. А сколько людей просто не имеют такой возможности?
Комментарии 1