Спасение от гибели: как Грузия вошла в состав России
Финляндия вошла в состав Российской империи по итогам войны со шведами. Польша присоединилась в результате раздела Речи Посполитой, Среднюю Азию и Северный Кавказ вообще пришлось завоевывать. Лишь только кочевые жузы Казахстана и маленькая православная Грузия пришли в состав Российской империи добровольно. Но вхождение Казахстана началось при Анне Иоанновне, а вот Грузия присоединилась к империи гораздо позже. Причем российских императоров пришлось еще и просить, так как никакой выгоды приобретение новой территории не сулило. А вот для Грузии оно стало реальным спасением от гибели и полного порабощения турками и персами.
От расцвета до заката
А ведь при легендарной царице Тамаре Грузинское царство простиралось от Черного моря до Каспийского, его армия с легкостью крушила персов и завоевывала бывшие византийские провинции. Но вот устоять под напором монгольского катка, надвигавшегося с востока, Грузия не смогла. Да и никто не смог, даже Европа.
С монгольского нашествия и начался постепенный упадок Грузинского царства. И если с монголами худо-бедно оно заключило мир, согласившись платить дань, то вот с пришедшим в XIV веке Тамерланом договориться не смогло. А тут еще и внутренние распри — словом, в 1490 году некогда большая и могучая Грузия распалась на три царства: Картли, Кахети, Имерети, и одно княжество Самцхе.
На этом ее беды не закончились. Еще в 1453 году, когда турки-османы взяли Константинополь, грузинская земля оказалась в сплошном окружении мусульманских государств, ставших вести агрессивную политику. Сначала два главных ее врага — Турция и Иран (Османская империя и Персия) совершали набеги на грузинские царства бессистемно, нередко сталкиваясь там лбами. Но в 1555 году они заключили соглашение, договорившись разделить грузинские царства между собой. Так Персии достались Картли и Кахети (восточная часть Грузии), а Турция установила протекторат над Имерети (западная Грузия).
Распад Грузинского царства. Розовым цветом показано царство Кахети, желтым — Картли, бежево-красным — Имерети
Первая попытка, неудачная
Дальнейшая история Грузии — это череда непрекращавшихся войн как с турками и персами, так и между собой. Ситуацию усугубили еще и северокавказские горцы, больно «щипавшие» северные границы царств. Это привело к тому, что Грузия настолько обеднела, что вместо денег перешла к прямому обмену товарами, что являлось предвестником полной государственной анархии.
Конечно, грузины искали союзников. Хотя чего их искать — единственной православной страной в ближайшей доступности было Русское царство. Первые просьбы о союзе и военной помощи от грузинских царей стали поступать в Москву при последнем из Рюриковичей — царе Федоре Иоанновиче. Но переговоры окончились ничем, ибо царь Федор скоропостижно скончался, а после него в России началось Смутное время и ей стало не до Грузии.
Прошли десятилетия, Русское царство усилилось, а после выигранной Северной войны так и вовсе стало весомым игроком на политической и военной арене. Окрыленный успехом Петр решил заодно и проложить торговый путь в Малую Азию. В персах он не видел серьезной угрозы — их империя была слаба и находилась на грани развала. Эта военная компания вошла в историю как Персидские походы Петра. Закончились они укреплением Российской империи в прикаспийской области — города Дербент и Баку перешли под русское владычество.
Персидский поход Петра. Вступление императора в Тарки. Художник Ф. Рубо, 1893 год
А что же Грузия? Картли и Кахети получили небольшую передышку от Персии, но Османская империя не дремала, намереваясь прибрать к рукам оказавшиеся «ничьими» царства. В турках грузины видели гораздо большую угрозу, поэтому царь Картли Вахтанг обратился к Петру за помощью и даже выслал ему навстречу войско. Но воссоединение армий не состоялось — Россия и Персия заключили мирный договор, а потом персидский шах, желая наказать своенравного грузинского вассала, вторгся в Картли и Кахети.
Попытка номер два, половинчатая
Укрепившиеся персы стали проводить в Грузии жестокую политику, депортируя население и угнетая религию. Грузинский народ находился на грани вымирания, и его ждала участь раствориться среди множества окружавших мусульманских племен. Демографические данные демонстрируют свидетельства национальной катастрофы. Если в XII веке население Грузии составляло более семи миллионов человек, то в XVIII веке его осталось менее 700 тысяч, которые постоянно гибли от регулярных нападений турок и персов, голода и междоусобных войн.
Надеждой на спасение Грузии стал царь Кахети Ираклий II, который объединил два царства, сумел с большим трудом отбиться от персов и стал открыто просить Россию о протекторате. Империей правила Екатерина II, и хоть ее считали политиком дальновидным, она первоначально оставалась глуха к просьбам Ираклия. По мнению императрицы, поддержка Грузии сулила больше неприятностей, чем выгод. Между империей и царством не было ни то что общей границы, а и даже сухопутной дороги. А поскольку Картли-Кахетинское царство не имело выходов к морю, наличие русских войск там становилось просто опасным.
Но Ираклий в твердости не уступал Екатерине. Воспользовавшись очередным ухудшением русско-турецких отношений, он в 1782 году обратился к императрице с той же просьбой — взять Грузию «под свою руку». В этот раз Екатерина отнеслась к предложению серьезно и благосклонно. Результатом переговоров стало подписание в 1783 году Георгиевского трактата.
Подписание Георгиевского трактата в крепости Георгиевск графом Павлом Потёмкиным
«Медовая пора»
Этот документ принято считать началом вхождения Грузии в состав России. Верно, да не совсем. По трактату Картли-Кахетинское царство оставалось формально независимым государством со своими органами власти. Единственное, что оно теряло, это возможность вести самостоятельную внешнюю политику. Взамен Россия становилась гарантом целостности и независимости Грузии, для чего должна была расположить на ее территории свои войска.
То есть о полном присоединении Грузии к России в трактате речь не шла, хотя споры историков относительно того, был ли это «дружественный союз», «режим протектората» или «вассальный договор», не утихают уже две сотни лет. Вот поэтому его и называют обтекаемым и неопределенным термином «трактат».
Но какой бы он ни был, а это договор, и стороны принялись его исполнять. Россия приступила к строительству прохода через Дарьяльское ущелье (Военно-Грузинская дорога), а для ее охраны построили на Северном Кавказе ряд крепостей (самая известная — Владикавказ). В Тифлис прибыли два егерских батальона с четырьмя орудиями, еще два батальона встали на «кавказской линии» (границе). Царь Ираклий со своей стороны торжественно присягнул императрице, прекратил междоусобные распри (это было одним из условий трактата) и принялся внедрять у себя российские законы.
Военно-Грузинская дорога
«Медовый месяц» России и Грузии продлился четыре года. Российских сил в царстве было явно недостаточно для отражения всех внешних угроз, к тому же у Ираклия, считавшего себя опытным военачальником, возникли трения с русским командованием относительно тактики отражения нападений. Все это привело к тому, что грузинский царь начал вести сепаратные переговоры с Турцией и Персией о прекращении набегов.
Об этом узнали в Санкт-Петербурге, и поскольку Грузия нарушила условия Георгиевского трактата (начала вести самостоятельную внешнюю политику), то и Россия тоже сочла себя свободной от обязательств. В 1778 году после начала очередной войны с турками русские батальоны получили приказ покинуть Грузию. Строительство дороги было остановлено, а укрепления на ней уничтожены.
Попытка номер три, окончательная
Как только об этом прознали персы, они тут же пошли войной на Грузию и овладели столицей Тифлисом. Битва была очень жаркой — 75-летний царь Ираклий II решил спасти свою честь, погибнув в бою, и лично повел отряд на врага. Его тогда уберегли, но вот Грузию спасти не удалось — страна подверглась такому разорению, которого не видела со времен Тамерлана. Персы разрушили города, убили и увели в рабство десятки тысяч людей.
Памятник Ираклию II возле его дворца в Телави
Лишь только после этого Россия решила вмешаться в закавказские дела и объявила Персии войну. Войска под командованием генерала Платона Зубова одержали ряд побед, впереди была схватка с основными силами, но тут умирает Екатерина II.
Ее сын Павел стремился наперекор матери действовать буквально во всем, в том числе и во внешней политике. Поэтому прекратил персидскую компанию и отвел войска. Разоренная и растерзанная Грузия опять осталась наедине с собственными проблемами. Пришедший на смену Ираклию II царь Георгий XII вновь обратился к Москве с просьбой о помощи. И поскольку формально Георгиевский трактат никто не отменял, император Павел милостиво согласился отправить в Грузию воинский контингент.
И он оказался очень кстати, отбив нападение 15-тысячного войска горцев во главе с аварским ханом Омаром. Но оказав помощь в отражении внешней агрессии, русские войска не собирались участвовать во внутренних распрях. А они в очередной раз накрыли многострадальную Грузию, поставив ее на порог гражданской войны.
На сей раз встал династический вопрос — кому из сыновей Георгия XII править после его кончины. Обделенный в завещании старший сын Александр объединил свои силы с аварцами и решил свергнуть с престола отца. Положение у Георгия оказалось крайне опасным, и единственным выходом из него царь видел отказ от суверенитета и полное вхождение в состав России. С этой просьбой он и обратился к Павлу I. Император согласился, и в январе 1801 года издал указ, торжественно зачитанный в Сионском соборе Тифлиса. По нему Картли-Кахетинское царство прекращало свое существование и становилось полноценной частью Российской империи.
Фрагмент атласа Российской империи 1807 года. Грузия как эксклав обведена малиновым
А вот с западной Грузией было уже по-другому. Имеретинское царство, к тому времени освободившееся от турецкого владычества, не помышляло ни о протекторате, ни тем более о вхождении в Россию. Но его вассальное княжество Мегрелия пошло наперекор воли царя Соломона и приняло российское подданство. Желая наказать строптивца, царь Имеретии призвал на помощь турков и османов, чем фактически подписал себе смертный приговор — в 1804 году русские войска заняли Кутаиси и позже присоединили Имеретию к России.
Вот так в истории Грузии началась новая страница. Став частью России, ни простой грузинский народ, ни элита не испытывали никаких тягот от русской власти. Грузины охотно шли на русскую службу, среди них было немало военных, деятелей науки, культуры и искусства, да и вообще, отношения двух народов стали самыми крепкими в Кавказском регионе.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев