Когда не было кроватей. Где и как спали крестьяне в старину
Как вам такой вариант режима дня: поужинать в шесть-семь часов вечера и тут же лечь спать. Проснуться незадолго до полуночи и делать всё то, что обычно делают вечером: досуг, чтение, интернет, домашние дела. В три часа ночи снова лечь спать и уже не вставать до восхода солнца.
Необычно, но в этом определенно что-то есть. И у крестьян в старину был именно такой режим сна. Правда, только зимой, когда дел в хозяйстве становилось существенно меньше. Это что касается вопроса «как спали». И к нему мы еще вернемся. А чтобы ответить на вопрос: «где спали», нужно вперед рассказать об устройстве русской избы.
Коник, красный, середа
Если не брать во внимание благодатный теплый юг, а вести речь о северо-западе — очаге русской государственности, то избы в деревнях делали исключительно из дерева. Сначала срубы ставили сразу не землю, устилая пол соломой, а потом с севера пришел обычай устраивать подполы — подклети, как их называли.
В среднем внутренняя площадь сруба составляла 20–25 квадратных метров, притом что жили в избе семь-десять человек. Никаких внутренних перегородок, открытое пространство с печкой, лавками, полатями, столом и сундуками. Это все предметы мебели крестьянской семьи, если не считать спиленных чурок, которые называли стульчиками.
Большую печь обычно выкладывали в правом от входа углу, обращая ее устье к противоположной стене. Этот угол вполне логично назывался печным. Если идти дальше по периметру против часовой стрелки, то следом идет кутний угол, он же стряпной, бабий или просто середа. Это часть избы считалась женской, в ней готовили еду, хранили кухонную утварь и занимались рукоделием.
Схематичная планировка крестьянской избы
Самый дальний от печки угол назывался красным, то есть красивым. Это была самая светлая и нарядная часть дома, где висела полка с иконами и лампадкой — божница. При входе в чужой дом на красный угол следовало перекреститься. Здесь же стоял длинный обеденный стол, где семья собиралась в будни и во время праздников.
И последний угол (слева от входа) назывался коником и служил мужской половиной. Там стояла широкая скамья, на которой глава семьи плел корзины, ремонтировал обувь, хранил инструменты по хозяйству. Там же он встречал и усаживал гостей.
Зоны комфорта
С планировкой разобрались, теперь о спальных зонах. Лучшим и комфортным местом для сна была, безусловно, лежанка на печи. На ней спали, как правило, старики, но и дети тоже любили погреться, особенно прибежав с мороза.
Второе по комфорту спальное место — полати. Так называли деревянные полки, которые располагались высоко под потолком, дабы жар от печи, поднимаясь наверх, долго обогревал это место. На полатях было так же тепло и уютно, поэтому на них отдыхали в основном дети. Младенцы же спали в люльках, которые подвешивали к потолочной балке (матице или просто матке). А подростки, как и взрослые, размещались на сундуках и лавках, стоящих вдоль стены. Они-то и были третьим по комфорту местом для сна.
Полати
Но это зимой. Летом же можно было запросто уснуть на сеновале или в хлеву, если была дождливая погода. Когда стояла жара, взрослые спали в сенях, а дети с подростками и вовсе на земле подле дома. Одним словом, где лег, там и постель.
К слову, о ней. Никакого постельного белья, разумеется, не существовало. Вместо матрасов у крестьян были либо старые рогожи, либо тюфяки, набитые соломой. Под головой армяк, зипун или шуба. Она же служили и одеялом, когда становилось холодно.
Раздеваться для сна в крестьянских семьях было не принято. Не существовало также специальной одежды — спали в том, в чем ходили днем по дому, а женщины даже не снимали головных платков. Исследователи считают, что это было связано с древнерусскими традициями. Сон у наших предков приравнивался к переносу души в иной мир. А появиться там нагим было никак нельзя. Впрочем, это лишь одна из версий. Кто-то полагает, что одетыми спали просто потому, что до начала XX века крестьяне были незнакомы с таким понятием, как нательное белье. Другие возражают, что одетый сон — это всего лишь форма защиты от насекомых, которых в деревенских избах было предостаточно.
«Спящие дети». Василий Перов, 1870 год
Режим сна
О режиме сна коротко рассказано в начале статьи. Зимой, когда работы по хозяйству было несравненно меньше, чем летом, она заканчивалась с заходом солнца. И не только потому, что всё успевали сделать, но и из-за отношения к ночи, которая традиционно считалась «бесовским» временем суток и разгулом нечистой силы. После ужина — а он мог состояться и в шесть, и в пять часов — вся семья ложилась спать. Проходило примерно пять часов, все просыпались и вновь принимались за дела. Были они домашними без выхода из избы — утварь починить, одежду подлатать. Кто молился, кто игрался, в общем, всем было чем заняться. Так продолжалось примерно до трех часов ночи, а потом семейство снова укладывалось по местам и спало уже до восхода солнца.
Послеобеденный сон
Весной, осенью, а особенно летом было другое дело. В летнюю пору рабочий день нередко длился по 17 часов, начинался он засветло и заканчивался с заходом солнца. А потом еще и дела по дому — починка утвари, рукоделие. В итоге на сон крестьянам оставалось не больше пяти часов. Но ничего страшного — недосып компенсировали коротким послеобеденным сном. Если человек работал в полях, то ложился либо на землю, либо в телегу. Такой вид отдыха был не просто прихотью, а обычаем, без которого о хорошей работоспособности даже речи не шло.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев