Александр Васильевич отличился при форсировании Днепра на так называемом Букринском плацдарме. Его рота обеспечивала переправу личного состава, артиллерии и боеприпасов. Несмотря на то, что работа велась под непрерывным огнём врага, и гитлеровцы вывели из строя большую часть переправочных средств, рота А.В. Прыгунова на оставшемся пароме 28- 29 сентября 1943 года обеспечила переправу 557 солдат и офицеров, 17 орудий, 117 ящиков с боеприпасами и прочего военного имущества. В ночь 28 сентября осколками снарядов были повреждены восемь из десяти лодок - штатных надувных лодок, на которых переправлялись первые штурмовые отряды советской армии.
29 сентября 1943 года фашисты перешли в яростное контрнаступление, пытаясь сбросить переправившиеся войска советской армии в Днепр. Прыгунов при свете дня на том же самом пароме и оставшихся двух лодках продолжил доставлять на плацдарм подкрепление, обеспечивая ремонт плавсредств и переправу необходимого вооружения, боеприпасов и людей.
Но, как только паром отчалил от берега, появилась немецкая авиация, которая подвергла его бомбардировке. Одна из лодок получила пробоину, несколько сапёров и десантников были убиты, сам Прыгунов получил ранение. Превозмогая боль, командир роты спустился в повреждённую лодку и собственной телогрейкой заделал пробоину. На дворе конец сентября, достаточно холодно, а командир сапёров остался в одной гимнастёрке...
Все понимали, что исход боёв за удержание Букринского плацдарма зависел не только от стойкости всех советских воинов, но и от качества снабжения сражавшихся на плацдарме войск. Поэтому на работу роты ШИСБР, возглавляемой А.В. Прыгуновым, возлагалась большая ответственность: от успешной переправы необходимых сил и средств зависел результат удержания плацдарма на этом участке.
Дневная переправа 29 сентября, которую обеспечивали сапёры роты Прыгунова, продолжалась, несмотря на яростные обстрелы артиллерией и авиацией врага. Вскоре была разбита вторая лодка, вся её команда погибла, а Прыгунов получил второе ранение. Тем не менее, работа продолжалась, удержаться за Днепром было необходимо любой ценой. Александр Васильевич был до конца в строю и командовал переправой. Но третья рана в грудь, полученная Прыгуновым, оказалась смертельной. Солдаты вынесли своего командира на берег, но от полученных ран он через несколько минут скончался.
Александр Васильевич Прыгунов был похоронен на месте гибели на левом берегу Днепра недалеко от деревни Яшники Переяславского района Киевской области Украинской ССР. Ныне место его захоронения затоплено водами Каневского водохранилища. Данные о переносе захоронения в другое место отсутствуют (Википедия).
20 октября 1943 года фронтовая газета назвала старшего лейтенанта А.В. Прыгунова героем переправы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза генералам, офицерскому, сержантскому и рядовому составу Красной Армии» от 10 января 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» Александр Васильевич Прыгунов был удостоен посмертно звания Героя Советского Союза.
Нет комментариев