младшая сестра режиссёра Г. А. Товстоногова, супруга актёра Е. А. Лебедева.
Натела Товстоногова никогда не занимала никаких официальных постов, никогда не работала официально в Большом драматическом театре. Однако её влияние на социально-культурную атмосферу БДТ, а позже в течение полутора последних десятилетий её жизни (с 1998 по 2013 годы) на культуру города высоко ценилось деятелями культуры. У Товстоноговой хватало такта, ума, силы. Она никогда не становилась во главе интриг, но никогда не скрывала своего мнения, и, как утверждает Р. Фурманов, часто именно её мнение становилось для Товстоногова решающим. «Её советы и умение выслушать, изгнать уныние и прояснить сложную ситуацию, её женская проницательность и здравый смыл сделали из неё незаменимую для Георгия Александровича помощницу не только в жизни, но и в театральных делах. Её вкусу он доверял абсолютно. Когда что-то не клеилось на репетициях, он звал её посмотреть „свежим глазом“, когда предстоял серьёзный разговор „в верхах“, с нею просчитывались варианты „наступлений и отступлений“. Линия роли, концепция следующей постановки, запой молодого актёра, несколько лишних килограммов у ведущей актрисы — всё это обсуждалось дома. Гога делился с сестрой всем».
Натела Товстоногова родилась в дворянской семье Александра Андреевича Толстоногова и Тамары Григорьевны Папиташвили. В 1907—1912 годах родители учились в Петербурге. Александр Толстоногов окончил Институт путей сообщения, получив перед революцией 1917 года министерский пост. Мать училась в Петербургской консерватории по классу вокала. Родители поженились в Петербурге в 1912 году. 28 сентября 1915 года там же родился старший брат Нателы, будущий российский режиссёр Георгий Товстоногов. В 1919 году, в связи с острыми революционными событиями, семья переехала в Тифлис, на родину матери. Имя при рождении было дано Натэлла, однако в советское время при смене паспортов одна буква «л» пропала, и официальное написание имени стало «Натела». Дворянская фамилия отца была Толстоногов, однако его супруге, матери Г. А. Товстоногова и Н. А. Товстоноговой фамилия не нравилась, и при смене паспортов она заменила букву «л» на букву «в». Историю с изменением фамилии заметил В. И. Немирович-Данченко, когда будущий режиссёр назвал свою фамилию при поступлении на режиссёрский факультет.
Натела училась в медицинском институте в Москве, однако по семейным обстоятельствам вынуждена была оставить учёбу, целиком посвятив себя проблемам семьи, что и определило всю её оставшуюся жизнь. С 17 лет молодая женщина стала хранительницей очага будущей великой театральной семьи Лебедевых-Товстоноговых. Именно вокруг неё, рядом с ней, а во многом и благодаря ей, складывался не только быт, но и все творческие искания брата и мужа. В 1946 году на руках с двумя крошечными сыновьями остался старший брат Нателы Георгий. Младшему Нике было только четыре месяца, когда жена Г. А. Товстоногова актриса Саломея Канчели рассталась с ним, отказавшись даже выкормить младшего сына. Вместе с матерью Тамарой Григорьевной юная Натела заменила сыновьям брата мать. В 1949 году Натела Товстоногова вслед за братом, ставшим главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, переехала в Ленинград и вышла замуж за актёра Евгения Лебедева. Мать Нателы Товстоноговой была против брака дочери не столько из-за возраста будущего мужа (Лебедев был старше Нателы Товстоноговой на 10 лет), но и потому, что в то время у него ещё была семья и дочь от первого брака.
Евгений Лебедев со временем стал ведущим актёром труппы Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, а затем и Большого драматического театра, соавтором, союзником многих творческих начинаний режиссёра. В это время Лебедев стал и подлинной человеческой опорой семьи Товстоноговых.
Не только своим рождением или тесными семейными связями, но во многом благодаря своему недюжинному человеческому таланту, творческому чутью, отменному вкусу Н. А. Товстоногова входила в высший круг театральной и творческой элиты России. Не будучи связана ни с одним печатным изданием, она была устным ленинградским, позже петербургским глубоким театральным критиком, подвергая детальному разбору драматические постановки Ленинграда и Москвы. Нельзя сказать, что она была музой Г. А. Товстоногова и Е. А. Лебедева в эфемерном понимании этого слова, она была центром, цементирующим началом, вокруг которой вращалась вся жизнь и творчество династии Товстоноговых-Лебедевых. Её оценки были разительны, а мнение в споре могло быть решающим. Она не воспринимала комплиментарный стиль общения и не принимая некоторых решений товстоноговских спектаклей (например, в отношение решения вопроса интеллигенции в спектакле БДТ «Дачники»), не скрывала своего к этому негативного отношения.
Близкими друзьями Н. А. Товстоноговой были: Галина Волчек (посвятившая Н. Товстоноговой речь на праздновании её 80-летия в 2006 году в Санкт-Петербурге), критик Натела Лордкипанидзе, тесные дружеские отношения связывали Товстоногову с семьёй Зураба Церетели, писателем и театральным критиком Виталием Вульфом. До конца жизни ей удавалось оставаться женщиной, интересовавшейся не только выставками, спектаклями, но и веяниями моды. Безукоризненно одетая, с величайшим вкусом выбиравшая элементы и аксессуары одежды, Натела Товстоногова всегда оставалась эталоном женственности, гордости, пристрастности. Долгое время, после ухода из жизни Г. А. Товстоногова и Е. А. Лебедева, именно она оставалась связующей нитью между эпохой товстоноговского театра и сегодняшним днём. 10 марта 2013 года эта связь окончательно оборвалась. Многие из театральных деятелей Петербурга ощутили это как личную утрату. В последний путь Нателу Товстоногову провожали все артисты сохранившейся труппы БДТ товстоноговского призыва: Валерий Ивченко, Геннадий Богачёв, Людмила Шувалова, Валерий Дегтярь, Анатолий Петров, Валерий Матвеев, артисты петербургских театров, Губернатор Санкт-Петербурга.
Её жизнь — пример того, как можно не занимая никаких официальных должностей, сделав жизнь близких людей смыслом собственной жизни, оказать незаметное для официальных историков театра, но явное и плодотворное влияние на искусство театра XX века, в том числе развитие Большого драматического театра имени М. Горького.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3