22). "ПОКОРИТЬ ВОЗДУХ, ЛЕТАТЬ, КАК ПТИЦА!"
1505 год, лето в разгаре, раннее утро. По узкой каменистой дороге, петлями вползающей на гору, едут 2 всадника. Впереди - высокий красивый человек. Пышные, чуть начинающие седеть волосы обрамляют широкий, изрезанный морщинами лоб. Властные очертания губ говорят о большой выдержке, упорстве и настойчивости. Голубые глаза смотрят уверенно и твёрдо. Это Леонардо. Он держит в руке какое-то странное сооружение, похожее на птицу. За Леонардо, чуть отставая от него, едет его верный ученик и слуга - Зороастро, хороший механик. Влюблённый в своего учителя, он уже много лет служит ему. Наконец подъём окончен. Невысокая гора, носящая странное название "Монте Чечери" ("гора Лебедь"), с 1-й стороны обрывается вниз почти отвесно. Трудно отыскать место, более удобное для опытов с летательными приборами. Леонардо сходит с коня, останавливается у самого края обрыва, ласково разглаживает крылья "птицы" и пускает её в воздух. Свежий утренний ветерок подхватывает лёгкую крылатую "игрушку" и несёт вдаль. Вот она резко опускается вниз, того и гляди упадёт на землю. 1-н миг, и она снова поднимается вверх и плавно, чередуя взлёты и снижения, летит дальше. Леонардо напряжённо следит за полётом своей "птицы". В руке у него неразлучная записная книжка, он заносит в неё какие-то заметки. Леонардо поднимает голову, прикидывая высоту полёта модели. Когда же модель резко падает вниз, лицо его морщится, но затем морщины разглаживаются.
- "А ну-ка, друг Зороастро, запусти ещё раз!"
Зороастро медленно идёт к привезённому им большому коробу, вынимает из него другую "птицу". Расправив крылья "птицы" и пожелав ей "доброго пути", Леонардо запускает её в воздух. Снова молчание. Слышно только шуршание перелистываемых ветром листков записной книжки. Длина полёта модели, время её нахождения в воздухе, высота полёта измеряются, и результаты записываются. Иногда на листке появляется длинная ломаная, идущая то вверх, то вниз линия - схема движения модели. Так проходит час за часом, Солнце уже поднялось к зениту и палит жестоко и беспощадно. Зороастро собирает модели, аккуратно укладывает их в короб и грузит на лошадь. За многие часы он не проронил ни слова и только теперь, взбираясь на коня, тихо бурчит:
- "А когда же мы полетим?"
- "Скоро, скоро, мой друг! Не беспокойся, я помню своё обещание: ты будешь 1-м человеком, который полетит, как птица".
Больше Зороастро не спрашивает ни о чём - он знает, что слово Леонардо крепко, как камень. Он вполне спокоен. Спокоен и Леонардо. Он знает и любит своего верного друга, знает, что тот умеет хранить тайны. Так они молча спускаются с горы. Леонардо вспоминает, как много лет назад стоял он точно так же на площадке Альбанских гор и наблюдал полёт орлов. Был такой же летний день, такое же горячее Солнце, такой же тёплый ветерок. Он стоял над обрывом и жадным взором следил за полетом величественных птиц. Вот тогда у него и зародилась мысль, которая впоследствии никогда но покидала его. Мысль дерзкая, смелая - покорить воздух, летать, как птица! С тех пор прошло почти 40 лет. Сколько пережито, передумано, сколько изучено и сделано! Он писал картины, строил каналы и шлюзы, проектировал грандиозные архитектурные сооружения, сочинял стихи и новеллы, но никогда, ни на 1-н день, не оставлял мысли "о покорении воздуха". Он улыбнулся. Как он был наивен тогда! Ему казалось, что вот пройдёт месяц-другой и он смастерит такую "птицу", которая поднимет его в воздух. Он полетит так же смело и гордо, как орёл. Проходили месяцы, годы. Мальчик вырос, превратился в знаменитого художника и изобретателя, а такой "птицы" ещё нет. Но Леонардо не смеётся над этим мальчиком из Винчи. Этот мальчик "с пламенной верой в возможность покорить воздух" дорог ему... Пусть в его мечтах было много детского, много наивного, но эти мечты ребёнка, созрев, превратились в знание - твёрдую основу успеха. Теперь, когда опыты с моделями проходят решающую стадию, Леонардо ещё и ещё раз мысленно пробегает весь длинный и сложный путь своих исканий...
* * *
Нет комментариев