По закону РОДового быта строятся фантастические представления о взаимоотношениях животных и людей. По своему образу и подобию, складывается представление человека о Природе. В сказках - легендах живут, мыслят, действуют на благо или гибель человеку, не только звери, но и растения, например березы, они могут говорить человеческим языком, даже родить человека. Живут и мыслят камни, березовые чурки могут обратиться в людей, а люди - окаменеть. Не удивительно, что много сюжетов общих для всего мирового фольклора. Поразительна схожесть сюжетов древних сказок. Одинокий младенец - герой Азмун, неведомо откуда плывущий в страну народа нанай. Так же плывет на своем плоту якутский Эр-Соготох; или Саргон, царь Аккада.
Славянская легенда рассказывает о том, что Чернобог огорчился, узнав о рождении Коляды, ему было предсказано, что родившись Даждьбог принесет ему неприятности. Он подстроил так, что Даждьбог потерял своё магическое колечко и лишился сил. Черный Бог остудил сердце Даждьбога, заточил его во льдах. Майя, родившая Коляду, ушла в Навь, как и было предначертано, ибо вернулась она,только для того, чтобы привести в Мир Коляду, она отправила Коляду в корзине по водам Смородины в Ирийский сад к богу Хорсу и Заре-Заренице. Хорс поднялся рано-ранешенько, подошел к речке Смородинке, дабы омыться чистой водой,и нашел Хорс корзинку, сиявшую небесным Светом. Не было в ней ни злата, ни серебра, бал в ней златовласый ребенок.
Причина такого сходства судьбы мифических героев в том, что речь шла когда то не о царях, а о "культурных героях" - предках и РОДоночальниках. Старцы РОДов, отвечая на вопросы подрастающего поколения, откуда появился наш первопредок, отвечали :
-"Он приплыл с верховья реки..."
Удивителен рассказ о морском хозяине Тайрнадзе, он похож на морского царя, у которого побывал Садко на Ильмень-озере. Так же богат и прост, и так же прост, так же бурно пляшет, поднимая штормы на море, под музыку нашего героя.
Помните песенку из анимированного фильма "Остров сокровищ?:
- "Колумб Америку открыл -
Великий был моряк,
Но заодно он научил
Весь мир курить табак.
От трубки мира у костра,
Раскуренной с вождем,
Привычка вредная пошла
В масштабе мировом".
Теперь рассмотрим древний курительный ритуал народов Амура в сравнении с легендарным рассказом индейцев обеих Америк. Здесь мы находим, что по своей природе американский индеец является символистом, мистиком и философом. Души индейцев, как и коренных народов Дальнего Востока, находятся в прямом контакте с космическими силами, их прямым проявлением. У индейцев - Маниту не только контролирует свои творения, сидя на Небе, но и спускаются с Небес в Мир людей, смешиваются со своими краснокожими детьми. Серые облака поднимаются над горизонтом - это дымы от калюметов Богов, которые могли устраивать костры из сгнившего дерева и зажигать их кометами. Обоснование по поводу курительного ритуала мы находим у Хартли Александера, в книге "Мифология всех народов":
- "На всем пространстве от океана к океану, священный Калюмет
является индейским Алтарем, а дым его есть приношение Небу".
В примечании к той же работе он дает описание церемонии курительной трубки:
- "Мастер церемонии, снова поднявшись на ноги, наполнил и зажег
Трубку Мира от своего Огня. Сделав три затяжки, он выпустил первый Дым в зенит, второй - на землю, и третий - по направлению к Солнцу. Первым действием он благодарил Великий Дух за охранение его жизни в последний год и за разрешение присутствовать на этом совете. вторым он благодарил его Мать - Землю, за плоды её. И третьим он благодарил Солнце за его нескончаемый, всё освещающий свет".
Важным обстоятельством является то, что красный камень для калюмета должен быть добыт в каменоломне, где есть минерал каолинит. Именно сюда в отдельные времена приходил великий Дух и после закуривания Трубки пускал дым во все стороны света. Т.о, установилась эта священная церемония. Индейские племена, многие из которых кочевали за тысячи км, хранили священный камень из этой единственной каменоломни, где Великий Дух повелел быть вечному Миру. Примерно то же, мы можем наблюдать у приамурских племён и народов. Народы Дальнего Востока тоже с незапамятных времён курили.... мох.
Народное творчество дальневосточных народов - ручеёк, впадающий в море мирового фольклора. Ручеек небольшой, но кристально чистый и свежий, наполненный отзвуками своеобразной жизни.ю И было бы величайшей ошибкой сводить содержание фольклора к общим стереотипам. Каждая этническая группа вкладывала в них, в эти стандартные формулы, свое собственное, конкретное содержание. Рождало свою калейдоскопическую картину, с собственным содержанием. Так было и на Амуре, взять, к примеру магические сказочные "помощники" - гребешок, иглу, напёрсток. Они по -своему спасают детей от грозящей им гибели. Враждебные силы несколько иные - игла зашивает глаза чудовищному Змею, напёрсток затыкает горло страшной ящерице. Гребешок становится поперек горла хранителю дороги к хозяину зверей - грозному тигру.
Сказка, легенда, миф, предание - вся сила художественного слова и фантазии призваны не просто развлекать человека и наполнять его сердце радостью. Они несут воспитательную, морально-этическую службу. Разумеется, тому обществу, которое их создало - РОДовой общине. В живых образах противостоят руг другу ДОБРО и ЗЛО (те, кто нарушает вековечный закон тайги: поделись куском с голодным, помоги слабому, дай сироте приют у своего очага, уважай горного человека, окажи ему установленные обычаем почести при погребении. Не лей воду, не тычь ножом в костер - он живой! Он твой покровитель, он покровительствовал твоим отцам и дедам, а до дедов прадедам!
Как натянутая тетива лука, напряжен в борьбе за жизнь коллектив РОДовой общины, нет в нем места лентяям и лентяйкам. Неотвратимо наказание таких людей, изгнанные из РОДа, они превращаются в птиц. Капризная и ленивая Ладо с её жестоким сердцем, превращается в лебедя; ленивая Айога - в гуся. Лень, считалась позорным качеством, её стыдились не только люди и звери, но и предметы - нож, острога, огниво - помощники бедняка Монокто.
Нет места в РОДовой общине и трусам с "заячьим сердцем", ничто не может сравниться с горем охотника, у которого в груди оказалось такое жалкое, трусливое сердце. Только пройдя через 7 страхов, через 7 испытаний мужества. Индига может обрести своё утраченное мужество и сердце. Достается и хвастунам - больше всего в образе зайца, который "окосел" в наказание за хвастовство. Больше всего осуждается эгоизм и жадность, о жадном богаче говорят сказители: - рука у него легкая, когда берет и тяжелая, когда отдает.
- " Горшок без дна - что ни брось, в него , всё-равно пусто".
Жадному, всё мало. Эти вечные человеческие свойства выступают с определенной социальной характеристикой, как свойственные не просто плохому человеку, а классу. Купец "никан" - китаец или маньчур, жирный паук, паразит. О маньчжуре Ляне, которого зовут в народе "человек-брюхо". Это они, китаец Ли-Фу и маньчжур Лян, живут не трудясь. В их амбарах оседают драгоценные меха и все, что они отбирают у простодушных охотников. Они - воплощение самой жадности, бессовестной эксплуатации доверчивости и честности людей тайги, как избавителя от гнева купцов, от нещадной кабалы, в сказке - легенде лесные люди встречают людей Руси, это было на самом деле во времена Невельского.
Комментарии 1