Обсуждаемые темы

Черкасское Поречное - семейные корни и традиции
последний комментарий 23 июля в 15:37

Крестовоздвиженский храм

Первое упоминание о храме встречается в «Топографическом описании Курской губернии» (1784г.), где записано: «во оном селении церковь деревянная во имя Воздвижения Честного Креста, при котором священно- и церковнослужительских дворов два, во оных душ шесть да означенных помещика Известкова и Романова три деревянных дома». Церковь построена в 1831 году тщанием прихожан, возобновлена в 1868 году. К приходу церкви относился хутор Ивашевский. В 1908 году православных прихожан насчитывалось 1132 человека. В 1915 году церковь размещалась в каменном здании, с такой же колокольней, покрытые железом. Престол один – во имя воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В клировой ведомости за 1917 год сообщается, что в селе Черкасском Поречном имелось 248 домов, в которых проживали 1067 мужчин и 1072 женщины. В отдельном здании располагалась церковно-приходская школа, в которой обучалось 33 мальчика и 43 девочки. В церковной библиотеке насчитывалось 46 томов книг. Законоучителем в церковно-приходской и земской школах состоял священник Фильшин Константин Михайлович. После принятия в 1918 году декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Крестовоздвиженский храм оставался действующим. Изъятия церковных ценностей из храма в 1922 году не было из-за отсутствия таковых. С 1938 года храм не функционировал, помещение временно было занято колхозом «1 Августа» под засыпку хлеба. 16 сентября 1940 года исполком Суджанского райсовета депутатов трудящихся вынес решение о закрытии молитвенного здания в селе Черкасское Поречное в связи с тем, что: • группа верующих и церковный совет с декабря 1938 года распались; • церковь не функционировала; • здание и имущество находились без охраны. Во время Великой Отечественной войны богослужения были возобновлены. Зарегистрировано религиозное общество 22.08.1944 года. После войны в течение трёх десятилетий храм постоянно закрывался и открывался по многим причинам. Самое продолжительной закрытие с 1963 по 1975 гг – из за отсутствия священника. Иеромонах Вячеслав Захаров в возрасте 22 лет приехал в Курскую область, начал служить в Крестовоздвиженском храме в селе Черкасское-Поречное Суджанского. До приезда отца Вячеслава: • храм был закрыт, • находился в запустении, • постоянно разграблялся заезжими гастролёрами. Этот запустевший храм достался отцу Вячеславу в наследство.
Крестовоздвиженский храм - 933700682293
Крестовоздвиженский храм - 933700682293
  • Класс!112
Черкасское Поречное - семейные корни и традиции
последний комментарий 9 мая в 00:14

Великая Отечественная война. Суджанский район.

Великая Отечественная война в 1941 году ворвалась в каждый дом, в каждую семью. На территории Курской области проходили жесточайшие сражения. В октябре 1941 г села Суджанского района были оккупированы немецкими захватчиками. Были сброшены первые авиабомбы, разрушены здания, появились первые человеческие жертвы. Немцы превосходили наших солдат численностью и вооружением в несколько раз. Два года курская земля была под оккупацией. Зима 1943 года выдалась очень заснеженной, с буранами, заносами. Несмотря на сложные погодные условия, войска Красной Армии продолжали развивать наступление на запад. Немцы начали постепенно отступать к границе Суджанского района. Они оборудовали укрепления восточнее села Русское Поречное. Отступая, фашисты сжигали дома, хозяйские постройки. Белый снег был покрыт воронками от снарядов, кровью и телами погибших солдат. Ночью 27 февраля 1943 года немцы начали отступать от сел Черкасское Поречное и Русское Поречное. Полицаи выгоняли жителей из домов, чтобы им для отступления расчищали от сугробов дорогу. У населения отбирали одежду, еду, домашнюю птицу. Кто не хотел отдавать свое имущество, расстреливали на месте. 28 февраля, рано утром, на улице Кочерга появились советские разведчики. Благодаря быстрому наступлению войск Красной Армии и такому же быстрому отступлению немецкой армии, села Русское Поречное и Черкасское Поречное не были сожжены полностью. На 16 марта 1943 года все населенные пункты Суджанского района были освобождены и во всех сельсоветах и колхозах подобрано руководство. В ГАКО хранятся материалы о злодеяниях и ущербе, нанесенном немецко-фашистскими захватчиками по Суджанскому району. Согласно этим материалам:
Великая Отечественная война. - 936601789237
Великая Отечественная война. - 936601789237
  • Класс!19
Черкасское Поречное - семейные корни и традиции
последний комментарий 27 марта в 01:06

Легенды о возникновении села

О возникновении сел Черкасское Поречное и Русское Поречное бытуют легенды. В лесном урочище «Поповка» есть огромная, по местным меркам гора, овеянная преданиями и легендами, с будничным названием Лысая гора. На этой горе, как гласит одна из легенд, когда-то стоял атаман-богатырь и зорко всматривался на запад и восток. И если появлялись люди с запада, он говорил им: «Селитесь, блаженствуйте тут, в поречье». И указывал богатырской булавой на закат солнца. Если же люди появлялись с востока, он показывал им на восход солнца и молвил: «Селитесь по соседству с пришлыми с запада, с Днепра-реки. Люди они нрава кроткого, хоть и имеют отличное от вашего наречие.» Поселение пришельцев с Днепра-реки назвали Черкасское Поречное, а пришельцев с востока – Русское Поречное. И зажили два поселения в мире и согласии. Другая легенда, более позднего периода, рассказывает, что Лысую Гору братья поречане насыпали шапками и подолами. А случилось это вот как… Жили поселенцы обеих Поречен как родные братья. Все, что добывали в реке, в лесу, на поле-все делили поровну. Но однажды среди бела дня, когда на небе не было ни одного облачка, начало меркнуть солнце. А через некоторое время сделалось так темно, что в двух шагах человек человека узнать не мог. Людей охватил ужас, они на ощупь сходились группами и обсуждали небывалое событие. Однако солнце вскоре снова стало на свое место, и никаких следов тьмы не осталось. Но люди роптали: «Быть великой беде». И беда пришла. В один из погожих осенних дней, когда люди, управившись с полевыми работами, собрались на обширном лугу, чтобы проводить лето, к толпе на загнанной лошади подскакал всадник. Его обступили кольцом. - Сказывай, пошто лошадь так гнал? Что за лихо приключилось? Всадник вытер усы и бороду рукавом рубахи и, представившись, сказал: - Случилась, други мои, страшная беда. Палят злодеи наши деревни, топчут поля, мужиков убивают, а дев и молодых жен с собой забирают. Думали поречане, как быть: не устоять им против силы великой, мало их войско, да доспехов ратных нет. Порешили хитростью задержать ворога: сделать путь через Поречье непроходимым, а самим уйти в леса дремучие, оставить по одному человеку от каждого селения за ворогом наблюдать, спрятавшись повернее. Три дня и три ночи люди носили землю. Огромную гору насыпали. Там, где земли взято было много, образовались озера, там, где меньше брали, сделались болота недоступные. Люди ушли, а два мудрейших, оставленные в дозоре, утыкали гору ветками и сквозь них стали пристально глядеть на восход. На четвертый день увидели силу они несметную. Передние, храбрейшие воины бросились в Суджу-реку. Взбушевалась река, взбурлилась, начала конников глотать. Семь дней лезли супостаты, семь дней глотала их река. А коим удалось реку переплыть – тех болото засосало. Осталась их куча мала. На восьмой день повалил снег с дождем, и остатки войска утекли назад. Мудрейшие же пошли в лесную чащу, отыскали своих и рассказали, что видели. Все вернулись и сильно возрадовались. Гору решили не раскапывать, а засеять чабрецом-травой вперемешку с седым ковылем. В эту зиму было сыграно много свадеб, и совсем смешались обычаи поселян. О достоверности легенд судить не беремся. Но элементы легенд переплетаются с реальной действительностью.
Легенды о возникновении села - 933906347317
  • Класс!245
Черкасское Поречное - семейные корни и традиции
последний комментарий 28 января в 22:05

Что в имени тебе моем...

       После принятия на Руси христианства имена стали заносить в церковные календари. С 14 века детей называли христианскими именами. К началу 17 века греческие и византийские имена распространились настолько, что древнерусские имена стали выходить из употребления.
      Имена, данные при крещении и записанные в метрическую книгу, далеко не всегда соответствовали именам, нарекаемым «в миру». Священники, особенно сельские, старались не нарекать детей сложными именами, так как крестьяне каверкали их и искажали имена Святых, в честь которых давалось имя.
Варианты упрощения имен:
Авдотья - Евдокия,
Анфуса - Анфиса,
Аксинья – Ксения,
Егор – Георгий,
Матрона – Матрёна,
Палагея – Пелагея,
Исидор – Сидор,
Меркурий – Меркул,
Евстафий – Астафий,
Ипатий – Липат, Ипат,
Иродион – Родион,
Иустиния – Устинья,
Стефан – Степан,
Параскева – Прасковья,
Косьма – Кузьма,
Иулиания – Ульяна и многие другие.
       Не только в каждом регионе, но и в конкретном церковном приходе был набор самых «популярных» у священника имен. Их было небольшое количество, не смотря на то, что в списке православных святых более 200 женских и 800 мужских имен.
Например, в Крестовоздвиженской церкви были популярны такие женские имена как: Анна, Мария, Пелагея, Параскева, Васса, Матрона, Екатерина, Мелания, Ефимия, Наталия, Иульяния, Анастасия, Ксения, Агрипина и др.
       Из мужских наиболее часто встречаются: Иван, Петр, Павел, Илья, Григорий, Игнатий, Федор, Михаил, Архипп, Василий, Иродион, Федор, Даниил, Феодосий, Иосиф, Семен, Никита, Евфимий, Косьма и др.
Что в имени тебе моем... - 935143061813
  • Класс!5
Черкасское Поречное - семейные корни и традиции
последний комментарий 12 января в 17:20

Разборки на хуторе Ивашковском

        Лишних квадратных метров не бывает. Желание обзавестись собственными квадратными метрами есть почти у каждого, и это можно понять. Но именно это желание порой превращает людей во врагов. В наше время из-за недвижимости разгораются настоящие многолетние судебные войны. А было ли так раньше?
         Недавно, при просмотре архивных документов, попалось интересное дело, которое длилось 4 года с 1865 по 1869 год.
«Дело по жалобе государственных крестьян хутора Поплюевского (Чернецкого) Суджанского уезда Алейникова и других на завладение их землей крестьянами хутора Ивашковского».
Разборки на хуторе Ивашковском - 949419005749
  • Класс!16
Черкасское Поречное - семейные корни и традиции
последний комментарий 5 января в 15:55
  • Класс!13
Черкасское Поречное - семейные корни и традиции
последний комментарий 5 января в 10:06

Переселенцы из Курской губернии в Томскую

      Совсем недавно мы познакомились с потомками переселенцев-пореченцев и решили поискать архивные документы по этой теме.
      В Государственном архиве Курской области хранится «Дело по прошению крестьян Льговского, Обоянского, Суджанского, Корочанского и Белгородского уездов о переселении их в Томскую губернию», начато в 1887 и окончено в 1890 годах.
Дело по прошению крестьян Суджанского уезда о переселении в Томскую губернию
  • Класс!11
Черкасское Поречное - семейные корни и традиции
последний комментарий 4 января в 22:56

Семейное древо

          Наверное, все мы в определенное время задумываемся о том, кто же были наши предки. Очень жаль, что в большинстве случаев это происходит тогда, когда родных старшего поколения уже нет в живых и спросить о жизни прадедов не у кого. И очень обидно, что порой, по разным причинам, мы не помним или не знаем имена своих дедов/прадедов. А ведь достаточно записать имена родных на листике и хранить его в папке с документами или семейном фотоальбоме.
         Думаю, многие из нас пытались изобразить свои родственные связи между поколениями схематически. А те, кто не пытались, должны обязательно попробовать это сделать. Эта простая схема и называется семейное, генеалогическое или родословное древо.
Семейное древо - 951899552053
Семейное древо - 951899552053
  • Класс!5
Черкасское Поречное - семейные корни и традиции
последний комментарий 4 января в 16:38

Причины смерти в метрических книгах

      Напомню, что метрические книги – это книги регистрации рождения, брака и умерших, которые велись в церковных приходах до 1920 года.
Третья часть метрической книги «Об умерших» содержит сведения об умершем, дату смерти и погребения, а также причину смерти.
Причины смерти в метрических книгах - 958724098357
Причины смерти в метрических книгах - 958724098357
  • Класс!5
Черкасское Поречное - семейные корни и традиции
последний комментарий 2 января в 22:51

Отец Вячеслав

Архимандрит Всеволод (в миру - Вячеслав Александрович Захаров) родился 23 января 1959 года в городе Казани в многодетной семье, где мать одна воспитывала шестерых детей. В церковь ходил с детства, нёс послушания алтарника и иподиакона. После окончания Казанской средней школы №1, в 1977 году поступил в Московскую Духовную семинарию.В 1981 году в г. Курске рукоположен во иереи.Пастырское служение начинал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района. Этот запустевший храм достался отцу Вячеславу в наследство. 1. Отец Вячеслав первый в районе стал искать меценатов и спонсоров. 2. Обратился к жителям села с просьбой о помощи восстановить храм. 3. Сам работал в первых рядах. Фрагменты интервью жительницы села Черкасское-Поречное Шелиховой Нины Фёдоровны: ««Несмотря на юный возраст, отец Вячеслав стал пользоваться всеобщей любовью… Этот юный мальчик был настоящим батюшкой для всех жителей села…Когда религия была ещё под запретом, он совершил паломническую поездку в Загорский монастырь: собрал бабушек и на собственные средства и повёз их в Москву…». Результаты деятельности иеромонаха Вячеслава в ходе служения в Курской области: 1. Добился открытия православного храма в деревне. 2. Отремонтировал запущенное здание. 3. Помог с ремонтом местной школы (на средства храма). 4. Основал первую православную школу (неофициально). 5. Помогал немощным и одиноким жителям села. 6. Организовал поездку для поклонения святыням за собственные средства. 7. Ежемесячно отчислял от средств храма деньги в дом престарелых. Постановлением губернатора Курской области от 30.10.1998 г. ансамбль Крестовоздвиженского храма поставлен на охрану как памятник культовой архитектуры регионального значения.В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию, назначен настоятелем храма свв. Петра и Павла города Зеленодольска, ТАССР. Активно начал восстанавливать духовную жизнь, создал одну из первых детских Воскресных школ в СССР. В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и возведен в сан игумена. В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году. В 1993 году возведен в сан архимандрита. Архимандрит Всеволод имел высшее юридическое образование. В 2007 году окончил Московскую академию государственного и муниципального управления при Президенте Российской Федерации. Скончался в возрасте 57 лет.
Отец Вячеслав - 933811327797
Отец Вячеслав - 933811327797
  • Класс!18
Показать ещё