С именем Аллаха Милостивого Милующего .
#таухид #ширк #уала_бара
В исламе слово "вала" (ولاء) имеет несколько значений, но чаще всего оно используется в рамках концепции "аль-вала валь-бара" (الولاء والبراء), что переводится как "дружба и непричастность", "дружба и вражда" или "симпатии и антипатий"
Когда говорят, что кто-то взял кого-то "Уалием", то это может означать, что он взял его(кого-то) "РАСПОРЯДИТЕЛЕМ", "ПОКРОВИТЕЛЕМ", "ПРАВИТЕЛЕМ" или "АМИРОМ НАД СОБОЙ", или взял его"ДРУГОМ" или "ПОМОЩНИКОМ", также "УАЛЯ" это ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ИЛИ РАСПОЛОЖЕННОСТЬ к кому-то, БЛИЗОСТЬ, ПОЧЁТ, ВОЗВЫШЕНИЕ, ЛЮБОВЬ, а также СУДЬЯ(это может быть любой человек).
Если что-то из вышеприведённого УАЛЯ направить или допустить кафиру, то совершаешь КУФР и станешь кафиром. Пример из этого, если ты даёшь любому кафиру чтобы он распоряжался над тобой, или допустишь, чтобы он судил тебя, или ставишь его выше себя в любом положении без разницы кто бы он не был, даже если президент или старик, или возвышаешь над собой, то нарушаешь свое Уаля Бара и станешь кафиром. Уалием у мусульманина может быть только Аллах, Его Посланник и мусульмане.
Аллах Всевышний запретил верующим допустить УАЛЯ кафирам.
СКАЗАЛ ВСЕВЫШНИЙ АЛЛАХ: «ВАШИМ УАЛИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО АЛЛАХ, ЕГО ПОСЛАННИК И ВЕРУЮЩИЕ» (5:55)
Мусульманин должен делать УАЛЯ только мусульманину, не допустимо делать УАЛЯ кафиру. Кто сделал он полностью лишиться ислама и станет кафиром.
Сказал Всевышний Аллах :
«О вы, которые уверовали! Не делайте иудеев и христиан своими УЛИЯМИ. Они аулия(УЛИИ) друг другу. Тот из вас, кто считает их своими УЛИЯМИ, сам один из них(он станет кафиром, как они). Поистине, Аллах не ведёт верным путём людей несправедливых.»
(5:51)
СКАЗАЛ ИМАМ ИБН МУНЗИР:
«ИДЖМА(ЕДИНОГЛАСНОЕ МНЕНИЕ МУСУЛЬМАН) СРЕДИ ВСЕХ ОТ КОГО БЕРЁТСЯ ЗНАНИЕ ИЗ УЧЁНЫХ, В ТОМ, ЧТО У КАФИРА НЕТ "УАЛИЙСТВА" НАД МУСЛИМОМ В ЛЮБОМ ПОЛОЖЕНИИ.» (См. "Ахкамул аль-Зима" 2/787)
1 Определение уаля, данное салафом.
Предпочтительность определений, переданных от салафа.
Как это верно и для всех шариатских понятий, при определении уаля, особенно ценны и предпочтительны определения, передаваемые нам от салафа. Особенно если определение дает специалист этой области. АльХамду лиллах у нас есть замечательнейшее определение, которое передано от авторитетнейшего в области уаля специалиста, от Умара бин аль-Хаттаба. Это настолько замечательное определение, что не оставляет нужды для других определений; оно охватывает все виды уаля, полностью вскрывает весь смысл и сущность феномена уаля. По мере изучения все больше возрастает удивление универсальности определения и глубине понимания Умара бин аль-Хаттаба.
Прежде, чем переходить к определению, приведем несколько преданий наглядно показывающих особую компетентность Умара в вопросах уаля:
Авторитетность Умара в вопросах Уаля.
Авторитетность Умара в вопросах Уаля В день битвы при Бадре, когда привели пленных посланник (с.а.в.) сказал: "Что вы думаете по поводу этих пленных" Абу Бакр выдвинул следующее предложение: "О посланник Аллаха, Это твоя родня.
Давай отпустим их за выкуп. Этим выкупом мы укрепим ислам. И возможно, что Аллах направит в последствии их на путь." Посланник повернулся к Умару и спросил его мнение. Умар ответил: "Нет, клянусь Аллахом. Пусть Али убьет своего брата Укайля, а я убью своего родственника. Ибо они предводители неверных. (Муслим) Ибн Раваха же предложил: "Найдем место, где много дров. Бросим их туда и подожжем" ( Ахмад, Табарани ). Сад бин Муаз сказал: "О посланник Аллаха, Это первая битва между нами и мушриками. Я предпочитаю убивать их побольше." ( передал Кушайри ).
Посланник (с.а.в.) принял мнение абу Бакра. И тогда ниспустились аяты ( Добыча;67,68 ) (Муслим).
Посланник (с.а.в.) сказал: "Из-за того, что мы пошли против ибн аль-Хаттаба (Умара), мы чуть было не подверглись наказанию. Если наказание спустилось бы, никто не спасся бы кроме Умара" ( абу Дауд ).
Рази говорит в тафсире " Мафатих аль-Гъайб " по поводу аята 4/60: Многие толкователи передают, что один двуличный поспорил с неким иудеем. Иудей предложил, чтобы судьей был Абуль-Къасъим Мухаммад (посланник Аллаха (с.а.в.)). Двуличный не согласился и в качестве судьи предложил Каба бин Ашрафа. Двуличный был неправ в этом споре и он знал, что посланник (с.а.в.) судит только по истине и не принимает взяток. Каб бин Ашраф же был падок ко взяткам и двуличный зная это предложил его судейство. Но иудей настоял на своем и они пошли на суд к посланнику (с.а.в.). Посланник (с.а.в.) вынес решение в пользу иудея. Тогда двуличный сказал иудею: "Я не согласен с решением, пошли к Абу Бакру ". Абу Бакр также решил в пользу иудея.
Двуличный снова не согласился и сказал: "Пусть судьей между нами будет Умар ". Так они пошли к Умару. Иудей рассказал Умару как все было; что посланник (с.а.в.) и абу Бакр вынесли решение в его пользу, но двуличный не согласился и предложил пойти к тебе. Умар спросил двуличного: " Все так было? ". Когда двуличный подтвердил, Умар сказал:
" Подожди немного, у меня есть одно дело, я сейчас приду ". Умар вошел в дом, взял меч и вышел к ним.
Подойдя к двуличному, Умар снес ему голову, а иудей убежал. Родственники двуличного пожаловались посланнику (с.а.в.). Посланник (с.а.в.) начал расспрашивать Умара. Умар сказал: " О посланник Аллаха, Он не принял твоего решения ".
Тотчас пришел Джабраил и сказал: " Умар - Фарукъ (различитель), ибо он различил истинное от ложного ". ( Мафатих аль-Гъайб )
Определение уаля, данное Умаром Теперь же передадим само определение уаля-бара, данное Умаром:
От Абу Мусы передается, что он сказал Умару: - У меня есть секретарь-христианин . Умар сказал: - Ты что, да накажет тебя Аллах. Разве ты не слышал аят: "О вы, которые уверовали, не берите иудеев и христиан "уали"ями, они "уали"и друг другу. А если кто из вас берет их себе в "уали"и, тот и сам из них" - (5/51). Разве ты не мог завести себе секретаря-единобожника. Я сказал: - О повелитель правоверных! Мне он только пишет, а религия его - это касается его самого (я не ответственен за это).
Умар сказал: - Не давай им почета (уважения, цены), в то время, как Аллах умалил их. - Не возвышай их, в то время, как Аллах унизил их. - Не приближай их, в то время, как Аллах удалил их. ( Муснад Ахмада ) ----------------- В предании от Байхаки после того, как Умар прочитал аят 5/51 о уаля, Абу Муса сказал: - Клянусь Аллахом, я не беру его в уалии, он всего лишь пишет (для меня). Умар сказал:
- Разве ты не можешь найти для себя муслима, который писал бы для тебя: - Не приближай их, в то время, как Аллах удалил их. - Не доверяй им, в то время, как они изменили Аллаху - Не возвышай их, в то время, как Аллах унизил их. ( Байхаки )
----------------- И теперь если объединить два предания: - Не давай им почета (уважения, цены), в то время, как Аллах умалил их. - Не возвышай их, в то время, как Аллах унизил их. - Не приближай их, в то время, как Аллах удалил их. - Не доверяй им, в то время, как они изменили Аллаху Как видно Абу Муса сначала не понял, какая связь уаля с тем, что он сделал; и Умар с его глубоким пониманием уаля объяснил ему почему его деяние входит в уаля, дав универсальное определение понятия уаля (Далее, ин шаа Аллах, будет объяснение того, что поступок Абу Мусы, хоть и является уаля, но это малая уаля). Ведь поступок Абу Мусы имел в себе, приближение и доверие и возвышение (хоть не в большом смысле- но в малом; но то, что это в малом смысле, не аннулирует, что это уаля; ибо определение уали одно; но просто малая уаля в отличие от большой не выводит из ислама). Это настолько универсальное определние, что все виды уаля, какие бы мы не взяли, подходят к этому определению. К примеру:
♦️Брать неверных начальниками - это означает возвышать их, давать им инстанции высоты и превосходства над муслимами, в то время как Аллах унизил их степени. Любить неверных - это означает приближать их (в области чувств), придавать им значение, цену, уважение, в то время как Аллах удалил и умалил их. Делиться тайнами, сокровенными мыслями. - это тоже, приближать их;
доверять им. И т.д..
То есть Аллах установил разницу между муслимами и мушриками; удалил мушриков от муслимов, унизил их положение, и после этого любой поступок, который направлен на снижение этой установленной разницы, является уаля. Теперь обоснуем и раскроем это определение, приведя некоторые доказательства и сделаем это по следующему плану: Раз уаля это уменьшение разницы между муслимами и мушриками, приближение их степеней к друг другу, то нужно установить эти два положения: положение муслимов, что Аллах возвысил их; и положение мушриков, что Аллах унизил их.
Итак план: 1) Аллах унизил ширк и мушриков, сообщил о их мерзости и нечистоте; удалил их- разгневался и проклял их.
2) Аллах возвысил ислам и муслимов и приблизил к себе.
3) Необходимость унижения мушриков
4) Необходимость возвышения верующих
5) Запрет, уравнивания их, уменьшения между ними разницы. 6) Хукм уаля - куфр и двуличие.
7) Общее определение Уаля-Бара.
2 Раскрытие определения
1) Аллах унизил ширк и мушриков,(совершающих ШИРКА ) сообщил о их мерзости и нечистоте; удалил их- разгневался и проклял их. Да это так, ибо ширк это величайшая мерзость и величайшая несправедливость; ибо несправедливость выполнена по отношению к самому великому Аллаху; и поэтому, чем больше человек понимает величие Аллаха, тем больше у него ненависти к ширку, он видит это очень большим, от чего могут лопнуть небеса, как сказано в аяте (перевод): " И говорят они: "Взял Себе Милосердный сына". Вы совершили вещь ужаснейшую. Небеса готовы распасться от этого, и земля разверзнуться, горы пасть прахом; оттого, что они приписали Милосердному сына. Не подобает Милосердному брать Себе сына. Всякий, кто в небесах и на земле, приходит к Милосердному только как раб; Он перечислил их и со считал счетом. " - ( Марьям, 19/98-94 ). Этим мы хотели показать насколько мерзки и низки мушрики; теперь перейдем к доказательствам этого:
Унижение: " Те, которые противятся Аллаху и Его посланнику, - они среди нижайших. " - ( Препирательство, 58/20 ) ―Воистину... многобожники - в огне геенны, пребудут там вечно. Они наихудшие из тварей.― - (98/5 ) ―Мы сотворили человека в прекраснейшем облике. Потом Мы низвергнем его в нижайшее из низших [состояние], за исключением тех, которые уверовали и вершили добрые деяния.
Им уготована награда неиссякаемая.‖ - (95/4-6)
Проклятие и ненависть: " Поистине Аллах не любит неверных " - ( семья Имрана, 3/32 ) ―Воистину, неверным возвестят: "Гнев Аллаха сильнее вашего гнева к самим себе (неверные будут злится на себя за то, что послушались друг друга в неверии),ведь когда вас призывали к вере, вы оставались неверными!"...Это - потому что когда вам предлогали поклоняться только одному Аллаху, вы отвергали ,а верой, в которой есть ширк, вы верить соглашались.
Суждение принадлежит Аллаху Вышайшему, Великому.‖ - ( Верующий,10-12 ) ―И чтобы подвергнуть мучениям двуличных мужчин и женщин (проявляющих уаля к мушрикам), многобожников и многобожниц, имеющих об Аллахе дурное представление. Да постигнет их злой удел.
Разгневался Аллах на них, и проклял их, и уготовал им ад. Как же скверно это пристанище!‖ - ( Победа,6 ) ―А для тех, кто сделал куфр по отношению к Господу своему, - мучение ада, и как же скверно это возвращение! Когда бросают их туда, слышат они ее рев, и она кипит. Он (ад) готов разорваться от ярости...‖ - ( Власть,6-8 ) Удаление: " Прочь же, обитатели Пламени! " - ( Власть, 67/11 ) " Аллах далек от многобожников и Его посланник." - ( Покаяние, 9/3 ) Самый плохой пример: ―Или ты полагаешь, что большинство неверных способны слышать или понимать? Они — всего лишь подобие скотов. Более того, они — самые отклонившиеся от [прямого] пути.‖ - (25/44) ―Скажи: "Не поведать ли мне вам о тех, кого ожидает еще худшее от Аллаха, о тех, кого проклял Аллах и на которых Он разгневался, кого обратил в обезьян и свиней и кто поклонялся Тагуту? Именно им уготовано наихудшее место — ведь это они сбились с прямого пути".‖ -(5/60 ) ― Мы сотворили много джиннов и людей для ада. У них — сердца, которые не разумеют; глаза, которые не видят; уши, которые не слышат. Они подобны скотам и даже еще более заблудшие. Они и есть неведующие. ― (7/179 ) " Он подобен собаке:
если ты прогоняешь ее, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык.
Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения. " - ( Преграды, 7/176 ) Они нечистые и мерзкие: ―О вы, которые уверовали!
Воистину,многобожники - нечисть. Пусть же они не приближаются к Запретной мечети после этого года!‖ - (9/28 ) ―Это для того чтобы разделил Аллах мерзкого от благого, свалил мерзких (мушриков) одного на другого, собрал их всех вместе и поместил в аду. Именно они и суть потерпевшие убыток.‖ - (8/37 ) Подобно этому:
Теперь дадим универсальное определение уаля, опираясь на определение Умара: Универсальное определение понятия Уаля И так Аллах установил разницу между верующими и неверными. Удалил их положения во всех областях и сферах; сделал между ними бара и в сфере чувств и отношений, и религии, и одеяния и в постах начальства, судейства и распоряжения и др.:
ВерующиеРазницаНеверующие После этого любой противоположный этому поступок, то есть уменьшающий эту разницу, какой бы малой она ни была, поступок это есть уаля. Если уменьшение разницы малое - то будет малая уаля, не выводящая из ислама. Если уменьшение будет большое, то уаля будет большая. Это ин шаа Аллах будет рассматриваться далее.
ВерующиеУменьшение разницы=УаляНеверующие Итак определение уаля:
После того, как Аллах установил разницу между верующими и неверными, любой поступок, уменьшающий эту разницу будет уаля.
Это определение подкрепляется и самим значением слова "Уаля" "сближение", "склонение" Подобно этому: 2) Аллах возвысил ислам и муслимов и приблизил их к себе: Аллах возвысил ислам, над всеми религиями: " Кто же ищет не ислама как религии, от того не будет принято, и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток. " - ( Семья Имрана, 3/85 ) " Он - тот, который послал Своего посланника с прямым путем и религией истины, чтобы вознести ее превыше любой религии, как бы ненавистно это ни было многобожникам. " - ( Покаяние, 9/33 ) " Он - тот, который послал Своего посланника с прямым путем и религией истины, чтобы вознести ее превыше любой религии. " - ( Победа, 48/28 ) " Он - тот, который послал Своего посланника с прямым путем и религией истины, чтобы вознести ее превыше любой религии, как бы ненавистно это ни было многобожникам. " - ( Ряды, 61/9 ) Превосходство и достоинство принадлежит верующим: ―Так обрадуй же двуличных вестью, что им уготовано мучительное наказание, тех, которые дружат (проявляют уаля) с неверными, вместо верующих. Уж не в дружбе ли с ними хотят они обрести величие? Воистину, все величие — у Аллаха. - ( Женщины, 138-140 ) ―Все величие принадлежит Аллаху, посланнику Его, и веруюшим, но двуличные не знают этого‖ - ( Двуличные, 8 ) " Если вы верующие, вы - выше " - ( Семья Имрана, 3/139 ) " Мухаммад - посланник Аллаха, и те, которые с ним, - яростны против неверных, милостивы между собой. Ты видишь их преклоняющимися, падающими ниц. Они ищут милости от Аллаха и благоволения. Приметы их - на их лицах от следов падения ниц. Таков образ их в Торе, но в Евангелии образ их - посев, который извел свой побег и укрепил его; он стал твердым и выровнялся на стебле, восхищая сеятелей, - чтобы разъярить ими неверных. Обещал Аллах тем из них, которые уверовали и творили благое, прощение и великую награду! " - ( Победа, 48/29 ) ―Аллах – Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету. - ( Корова, 257 ) "Воистину, те, которые уверовали и вершили добрые деяния, они — наилучшие из созданий." - ( Ясное Знамение, 6 ) " Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелеваете совершать одобряемое, удерживаете от предосудительного и веруете в Аллаха. " - ( Семья Имрана, 3/110 ) " А Аллах - уалий верующих. " - ( Семья Имрана, 3/68 ) " Поистине, Аллах любит богобоязненных! " - ( Семья Имрана, 3/68 ) " И чтобы ввести верующих мужчин и верующих женщин в Райские сады, в которых текут реки, где они пребудут вечно, и чтобы простить им их злодеяния. Это перед Аллахом является великим преуспеянием. И чтобы подвергнуть мучениям двуличных мужчин и женщин (проявляющих уаля к мушрикам), многобожников и многобожниц, имеющих об Аллахе дурное представление. Да постигнет их злой удел. Разгневался Аллах на них, и проклял их, и уготовал им ад. Как же скверно это пристанище!‖ - ( Победа,48/5-6 ) После того как Аллах установил разницу между неверными и верующими, нам следует поддерживать эту разницу: возвышать верующих и унижать неверных и избегать любых поступков, котоые уменьшали бы разницу между верующими и неверными. Из пункта 1) Аллах унизил ширк и мушриков следует 3) Необходимость унижения мушриков. Из пункта 2) Аллах возвысил ислам и муслимов следует 4) Необходимость возвышения верующих. После того, как мы привели док-ва, показывающую разницу, приведем общие док-ва запрещающие уравнивание; сближение верующих и неверных: 5) Запрет уравнивания Не равны верующие и мушрики: ―Скажи: «Кто Господь небес и земли?» Скажи: «Аллах». Скажи:
«Неужели вы взяли себе вместо Него покровителей и помощников, которые не властны принести пользу и вред даже самим себе?» Скажи: «Разве равны слепой и зрячий? Или же равны мраки и свет?» Или же они нашли сотоварищей Аллаха, которые творят так, как творит Аллах, и эти творения кажутся им схожими? Скажи: «Аллах – Творец всякой вещи. Он – Единственный, Всемогущий».‖ - ( Гром,16 ) ―Разве тот, кто был мертвым (мушриком) и Мы оживили его и дали ему свет, с которым он идет среди людей, похож на того, кто во мраке и не выходит из него?
Так разукрашено неверным то, что они делали!‖ - ( скот,122 ) ―Не равны слепой (мушрик) и зрячий (единобожник), мраки (ширк) и свет (единобожие), тень и зной. Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле.‖ - ( Ангелы,19-22 ) Грех (ширк) не равен добру (единобожию) и соответсвенно не могут быть равны совершающие их: ― Неужели уверовавший равен грешнику? Не равны они! ― - ( сура Поклон,18 ) ―Неужели Мы приравним тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, к тем, кто распространял нечестие на земле? Или же Мы приравним богобоязненных к грешникам?‖ - ( Сад, 28 ) ―Неужели Мы мусульман приравним к грешникам?‖ - ( калам, 35 ) ―Разве тот, кто последовал за благоволением Аллаха, подобен тому, кто навлек на себя гнев Аллаха и кому прибежище — ад?, скверно это возвращение!" - ( Семейство Имрана,162 ) Незнание не уравнивает их, наоборот незнание и есть одна из самых больших разниц между муслимами и мушриками. Сутью мушриков являются, что они не знают, именно это и есть причина их ширка, за который Аллах обещал ад: ―Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом.‖ - ( Толпы,9 ) ― Не равны обитатели ада и рая ― - ( Собрание,20 ) Скверны рассуждения тех, кто не разделяет мушриков и муслимов, кто направляет уаля мушрикам наряду с муслимам: ―Неужели те, которые вершили злые деяния, полагали, что Мы приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные дела, что их жизнь [на земле] и [после] смерти будет одинакова? Скверны же их суждения!― ( Коленопреклоненная,21 ) ― Аллах приводит [в качестве] притчи человека (многобожника), на [владение] которым притязают несколько хозяев, и человека (единобожника), принадлежащего только одному хозяину. Равны ли они в этой притче? Хвала Аллаху, [ нет]! Но большая часть людей не знает, [, что они не равны и что слава принадлежит только Аллаху]. ― - Толпы,29 ) ― Не равны слепец и зрячий, а также [не равны] те, которые уверовали и вершили праведные дела, и те, которые вершат зло. Но мало кто помнит [об этом]. ― - ( Верующий ,58 ) Неужели не призадумаются и не образумятся те, кто равняет мушриков с муслимами, и таким образом проявляет уаля к ним: ―скажи:
"Разве равны слепой и зрячий? Неужели вы не призадумаетесь?" ( Скот,50 ) "Эти две группы (верующие и неверные) подобны слепому и глухому, и зрячему и слышащему. Разве можно их сравнить друг с другом? Неужели вы не образумитесь?‖ - ( Худ,24 ) 6) Хукм уаля - куфр и двуличие. " Да не берут верующие неверных себе в уалии, помимо муслимов. А кто сделает это, нет у него ничего общего с Аллахом " - ( Семья Имрана, 3/28 ) Табари в тафсире аята сказал: А кто сделает это, то - " ﻓﻠﻣﻦ ﷲ ﻓﻲ ﯿﺲ ﺷﻲ ", т.е. Аллах далек от него и он далек от Аллаха, ибо стал муртаддом и вошел в куфр. - (Тафсир Табари) "О те, которые уверовали!
Не берите своих отцов и братьев себе в "уали" (друг, покровитель и.т.д.), если они предпочли вере, неверие. А кто из вас берет их себе в уалии, воистину они и есть настоящие несправедливые‖ - ( Покаяние,23 ) Ибн Аббас выражение "А кто из вас берет их себе в уалии, воистину они и есть настоящие несправедливые" толкует следующим образом: " он тоже станет мушриком как и они, ибо кто покажет согласие ширку стал мушриком" - ( Тафсир Куртуби аята 9/23) Иудеи и христиане "уали"и друг - другу. Так не берите же, О вы, которые уверовали, их "уали"ями. А если кто из вас берет их себе в уалии, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей несправедливых!" - ( Трапеза,51 ) Куртуби в тафсире аята сказал: В выражении "А если кто из вас берет их себе в уалии, тот и сам из них" имеется условие: "А если кто из вас берет их себе в уалии" и соответственно следствие, которое вытекает при свершении условия: "тот и сам из них".
То есть он станет таким же противником Аллаха, как и они; необходимость вражды с ним станет такая же как и необходимость вражды с ними; огонь станет обязательным для него так же, как он обязателен для них. Таким образом он становится одним из них, т.е. из их среды. - (Тафсир Куртуби) ―Ты видишь, как многие из них проявляют уаля к неверным. Как скверно то, что им уготовали души их, что разгневался на них Аллах, и в наказании они пребывают вечно! Если бы они веровали в Аллаха, и посланника, и в то, что было низведено ему, они не брали бы их в "уали"и, но многие из них распутны.‖ - (Трапеза, 80,81 ) Ибн Таймия в связи с этим аятом сказал: Аллах субханаху уа тааля сообщил, что вера в Аллаха, в пророка и то, что ему ниспущено, обязательно влечет за собой отсутствие уаля по отношению к ним. Присутствие же уаля по отношению к ним обязательно влечет отсутствие веры. Это так потому, что отсутствие следствия есть доказательство отсутствия посылки. (Икътидъа ас-съиратъ аль-мустакъим) Теперь дадим универсальное определение уаля, опираясь на определение Умара:
7) Общее определение Уаля 3 Универсальное определение понятия Уаля И так Аллах установил разницу между верующими и неверными. Удалил их положения во всех областях и сферах; сделал между ними бара и в сфере чувств и отношений, и религии, и одеяния и в постах начальства, судейства и распоряжения и др.:
ВерующиеРазницаНеверующие После этого любой противоположный этому поступок, то есть уменьшающий эту разницу, какой бы малой она ни была, поступок это есть уаля. Если уменьшение разницы малое - то будет малая уаля, не выводящая из ислама. Если уменьшение будет большое, то уаля будет большая. Это ин шаа Аллах будет рассматриваться далее.
ВерующиеУменьшение разницы=УаляНеверующие Итак определение уаля:
После того, как Аллах установил разницу между верующими и неверными, любой поступок, уменьшающий эту разницу будет уаля.
Это определение подкрепляется и самим значением слова "Уаля" "сближение", "склонение".
4 Классификации уаля 1) Классификация уаля по степеням и деяния входящие в каждую После этого принимая во внимание, что уаля это совершение любого поступка, который уменьшал бы разницу, которую Аллах установил между муслимами и неверными, удобно сделать следующую условную классификацию деяний уаля, в зависимости от степени уменьшения разницы:
1) Склонение к неверным уменьшение разницы
2) Уравнивание неверных с муслимами сведение разницы к нулю
3) Возвышение неверных над муслимами Переворачивание разницы наоборот..
Сразу заметим, что все эти три степени уаля, есть куфр. Большая Уаля Малая Уаля, это предмет другой классификации. А здесь даже самая первая степень: склонение - есть куфр. Перечислим вкратце деяния, входящие в каждую степень:
Склоняться к неверным Не совершая деяния куфра, который совершает сам неверный; показывать ему согласие. Показывать согласие их куфрам; склоняться, не отвергать их;
сидеть в местах; где они совершают куфр; входить в их организации и т.д..
"Не склоняйтесь к несправедливым, дабы вас не коснулся Огонь." - ( Худ, 11/113 ) "И если бы Мы тебя не подкрепили, - ты был близок склониться к ним хотя бы немного. Тогда Мы дали бы тебе вкусить вдвойне и в жизни и в смерти. Потом ты не найдешь против Нас помощника!" - ( Перенес Ночью, 17/74-75 )" Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, и тогда они тоже стали бы уступчивы. Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному," - ( Письменная Трость, 68/9-10 ) Уравнивать неверных с муслимами Относиться им также как и к муслимам; уподоблять себя им; любить их; делиться тайнами; якшаться с ними и т.д..
"Эти две группы (верующие и неверные) подобны слепому и глухому, и зрячему и слышащему. Разве можно их сравнить друг с другом? Неужели вы не образумитесь?‖ - ( Худ,24 ) ―Не равны слепой (мушрик) и зрячий (единобожник), мраки (ширк) и свет (единобожие), тень и зной. Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле.‖ - ( Ангелы,19-22 ) ―Неужели Мы приравним тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, к тем, кто распространял нечестие на земле? Или же Мы приравним богобоязненных к грешникам?‖ - ( Сад, 28 ) ―Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом.‖ - ( Толпы,9 ) "Унижайте их, но не угнетайте" </Сарахси, шарх китаб сийяр, 1/148>" Возвышать неверных над собой Давать им распоряжаться над собой. Брать неверных судьями над собой; начальниками, амирами; Брать неверных военнокомандующими, армейскими командирами; Брать неверных имамами (делать за ними молитву); религиозными деятелями:
муфтиями, учеными, авторитетами; Возвышать неверных; искать в них силу, достоинство, величие, стремиться их модам; угождать; уважать;
предпочитать их верующим и т.д..
Поистине шайтаны внушают своим сторонникам, чтобы они препирались с вами, а если вы подчинитесь им, вы тогда – многобожники". " (Скот, 6/121)" Да не берут верующие неверных себе в уалии, помимо муслимов. А кто сделает это, нет у него ничего общего с Аллахом " ( Семья Имрана, 3/28 ) ―Все величие принадлежит Аллаху, посланнику Его, и веруюшим, но двуличные не знают этого‖ - ( Двуличные, 8 ) ―Так обрадуй же двуличных вестью, что им уготовано мучительное наказание, тех, которые дружат (проявляют уаля) с неверными, вместо верующих. Уж не в дружбе ли с ними хотят они обрести величие? Воистину, все величие — у Аллаха. - ( Женщины, 138-140 ) " И никогда Аллах не устроит неверным дороги против верующих! " - ( Женщины, 4/141 ) Посланник (с.а.в.) сказал: "Превосходство у ислама, и нет превосходства над исламом". Этим самым посланник (с.а.в) хотел сообщить не то, что ислам хорош; а определенное суждение. </Сарахси, шарх китаб сийяр, 1/140> " Не говорите на мунафиков "господин", (так как) если он не окажется господином, вы разозлите Аллаха ― (Передали Абу Дауд и Насаи с достоверной цепочкой) Я говорю, что три предложения Умара соответствуют приведенным мною степеням. - Не приближай их, в то время, как Аллах удалил их. - 1) это не приближаться к ним, не склоняться. - Не давай им почета (уважения, цены), в то время, как Аллах умалил их. 2) это не давать им почета, цены муслимов; не относитья к ним как к муслимам. - Не доверяй им, в то время, как они изменили Аллаху, 2) это тоже не доверять им, а доверять только тем, кто верен Аллаху, только муслимам. - Не возвышай их, в то время, как Аллах унизил их. - 3) это не возвышать их нас собой.
Склоняться к ним; в эту группу больше входит деяния, согласия к ним и их деяниям. Уравнение - это больше уравнивать их с муслимами, относиться так, как следовало бы относиться к муслиму.
Возвышать это возвышать их над собой.
Целью этой статьи было взглянуть на уаля с высоты птичьего полета, сделать общую классификацию;
очертить общий план.
2) Классификация уаля по видам Далее же мы иншаАллах, согласно плану будем детально прорабатывать каждое деяние входящее в эти три группы. Но сначала приведем еще одну классификацию Уаля:
Далее же мы иншаАллах, согласно плану будем детально прорабатывать каждое деяние входящее в эти три группы. Но сначала приведем еще одну классификацию Уаля: 1. Уаля применительно к Господу 2. Уаля применительно к посланнику 3. Уаля применительно к людям (кроме посланников) Эти три вида уаля перечисляются в следующих аятах:
―Ваш уали - только Аллах, Его посланник и те, которые уверовали, которые выполняют молитву и дают закят, и они преклоняются.‖ - ( Трапеза, 55 ) " О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас. " - ( Женщины, 59 ) Классификация эта очень важна. Так например среди радикальных групп есть такие, которые впали куфр из-за того, что не разделяют эти виды. Одним из таких являются кудситы, которые не различают уалийство, применительно к людям и уалийство применительно к Аллаху и на основе этого пришли к выводу, что взятие неверного уалием имеет место только тогда, когда неверный судит по исламу, а если он судит по исламу, то взять его судьей не входит в уалийство. Поэтому проработаем эту тему тщательнее. Затем приведем еще одну классификацию:
3) Классификация уаля по признаку: большая-малая Затем приведем еще одну классификацию: 1. Большая уаля 2. Малая уаля Подобно тому как есть разделение на большой и малый ширк, большой и малый куфр, есть разделения на большую и малую уаля. Это тоже важное разделение. Без него будет затруднительно понять некоторые религиозные тексты (нассы).
Хвала Аллаху господу миров.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев