«Здравствуйте, дорогая редакция моей любимой газеты! Хочу поделиться с вами и читателями своими размышлениями о вере в Бога, религии и церкви. Возможно, некоторые моменты моего повествования покажутся спорными. Но такая тема очень личное дело для каждого.
Я уже на пенсии. К сожалению, с церковью у меня отношения не складываются. Не хожу туда и не чувствую в этом потребности. Однажды по предложению и настоянию приятельницы я пошла на исповедь и причащение в нашу церковь. Служил там, по мнению моей знакомой, очень хороший батюшка. Это обстоятельство и подвигло меня пойти в храм. К тому же у меня к тому времени накопилось много вопросов на духовную тему.
Мы начали разговаривать с батюшкой. У меня возникло впечатление, что сначала он пытался выяснить, с каким духовным «багажом» я пришла в церковь. Вывод его таков: я нахожусь в начале пути к Богу, так как молитв почти никаких не знаю (кроме «Отче наш»), молиться не умею, как себя вести в храме – для меня пока ещё тоже загадка. Утром, днём, вечером, перед едой, после еды молитв не читаю, значит, живу и верю в Бога неправильно. На мои слова, что я разговариваю с Богом так, как понимаю, и меня всегда там слышат, было сказано «Но ведь на работе вы не пишете официальные письма на бытовом, простом языке. Значит, и с Богом надо разговаривать на специальном языке». Я не согласилась, так как в этих молитвах, написанных церковнославянским языком, половина слов непонятна.
Известно, что по вашей вере вам и воздастся. Главное, очень сильно верить в своей душе – а уж какими словами обращаешься туда, мне кажется, это второстепенный момент. Говорят ведь: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». Но оказалось – всё это неправильно, молитвы надо учить.
Потом я спросила священника, что мне делать – ведь я могу лечить людей. Дело в том, что я обладаю таким даром. Как мне его дали оттуда, это тема отдельного рассказа. Но были очень хорошие результаты моего лечения. Я помогала людям при болях разного характера, при болезнях неустановленного диагноза. И каждый раз я всегда больным говорила, что это не я вас лечу, а Бог лечит моими руками. Предупреждала, что я могу только попросить о лечении, а кому дать здоровье, решают «наверху».
Однако батюшку моё признание очень рассердило. «Ты в ад попасть хочешь? – возмутился он. – Нельзя этого делать, потому что людям болезни даются за грехи, и это не ты их лечишь, а бесы твоими руками». Хотела было ему возразить, что были и есть такие люди, которые лечили людей с божьей помощью и жили простой жизнью, а потом за это некоторых из них Церковь канонизировала. Например, матушка Матрона Московская. Когда я к ней в своё время обратилась, то моя просьба была исполнена на следующий же день!
Батюшка категорически отверг моё мнение о том, что душа умершего может вернуться на землю в другом теле. По его мнению, реинкарнация – это мировоззрение ложное, бесовское, и в Библии о нём ничего не сказано. Хотя, в некоторых религиях это существует, в индуизме, буддизме, например. Но я сама не понимаю в Библии некоторые моменты.
Взять хотя бы то, что Адама и Еву сурово наказали за то, что они сорвали плод с Древа познания, а Каина за то, что убил Авеля – нет. Значит, познать что-то – это более тяжкий грех, чем убийство. Батюшка не дал ответа на эти вопросы, а спросил меня: «Какова цель жизни человека?». Ответила, как чувствовала сама: жить по Божьим заповедям, они всем известны. Справляться со своими жизненными трудностями в соответствии с этими заповедями. Не пенять: «Господи, за что мне это?!», а думать «Для чего мне это?». Ведь трудности на жизненном пути это наши уроки, как мы их решим, такова и будет оценка нашей жизни. В общем, у каждого свой крест, и не по силам Бог испытаний не даёт. Добило меня высказывание батюшки: «Неправильно, наша жизнь – это подготовка к Царствию Божию».
Другие вопросы священника на исповеди показались странными, на мой взгляд. «А воровали вы в детстве яблоки в чужих садах, а в школе сбегали с уроков? Покупаете и дарите ли фигурки, подарки со знаками зодиака и китайского календаря?» – и в том же духе. Результат таков: к причастию меня батюшка не допустил – сказал, что я пока не готова. Настоял, чтобы я купила молитвослов. В итоге я вышла из церкви, а вопросов стало ещё больше, чем ответов.
Возможно, служители церкви сочтут мои высказывания крамольными и непотребными, но я была бы благодарна, если получила ответы с доказательствами, а не очередные обвинения, что я верю в Бога и живу неправильно.
Если прочитает и ответит на мое письмо священник Александр Дьяченко, буду очень признательна и благодарна».
Из письма Веры
Здравствуйте, Вера!
Прочитал ваше письмо. Вы хотите услышать моё мнение? Хорошо, начну с вашего первого утверждения, касаемо Церкви: «Не хожу туда и не чувствую в этом потребности». Почему не ходите? Потому что душа не просит. Боюсь, что уже и не запросит, если, конечно, не пытаться её разбудить.
Из письма не совсем понятно сколько вам лет. Вы пишите, что уже на пенсии. Смею предположить, приблизительно в районе шестидесяти. Значит, мы с вами ровесники. Для человека, ещё только начинающего выстраивать отношения с Богом это уже много. Чтобы эти отношения принесли плод требуется время. Но давайте попытаемся.
Перед каждым крещением младенцев я ограничиваюсь беседами с родителями и крёстными. Если же крестится человек взрослый, то сперва мы с ним читаем Евангелие, а потом я подвожу его к покаянию. Это нелегко. Покаяние требует осознания его необходимости. Господь говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное». По-другому нельзя, по-другому не получится. Хочешь креститься и прийти в церковь? Готовься к покаянию.
Вы спросите, а как же быть с малышами? Они не способны к покаянию. Да, не способны. Но их мы крестим в расчёте на то, что родители вместе с крёстными воспитают их в вере. Научат самому главному. Во всяком случае они это обещают во время самого таинства крещения. Не мне обещают, Богу. И если не исполняют обещанного, то совершают грех.
Я так наставляю людей: «Если ты идёшь в церковь, то подумай куда ты идешь? К Кому идёшь, и какую ты преследуешь цель»?
Вам, Вера, несомненно, как человеку культурному в любом случае следовало бы побывать в вашем храме. Я не знаю где вы живёте, и какие ещё храмы и монастыри находятся поблизости, но побывать там, конечно, нужно. Это даже не обсуждается. Посмотреть как расписаны стены, полюбоваться на иконы, послушать пение клирошан. Это же интересно. На вашем месте я бы разобрался в сюжетных линиях, запечатленных на фресках и на иконах.
Вы же бываете в художественных музеях? Замечательно. Тогда нужно иметь ввиду, если вы, попадая в залы с представленными шедеврами гениальных художников не в курсе того что написано в Евангелии, то вы не поймёте этих картин. Потому как и Леонардо, и Микеланджело, и Рафаэль и многие - многие другие творили для храмов. Вся средневековая сюжетная живопись – это иконы, написанные для католических соборов.
Мы с вами люди пожилые и принадлежите к последнему пока ещё читающему поколению. Это очень хорошо. Если вам не безразлична духовная тема, начните со старых авторов. Для начала советую перечитать Диккенса, его «Девида Копперфильда», чрезвычайно христианская книга. Или наших замечательных русских классиков. Если трудно начинать с романов Достоевского, рекомендую - возьмите Салтыкова – Щедрина «Господа Головлёвы», самое христианское произведение русской литературы.
Постарайтесь настроиться на тему о Боге и задумайтесь о смерти. Мы в таком возрасте, что помнить о предстоящей кончине и готовиться к этому наиважнейшему событию в нашей жизни мы обязаны ежедневно. В противном случае горько об этом пожалеем в предстоящей вечности. Кроме того, я вам советую бывать в храме на службах в дни великих праздников и в воскресения. Только ни в коем случае не подходите на исповедь! Вы пока ещё не христианка и к исповеди не готовы.
Когда сумеете хотя бы немного растопить сердечное равнодушие и хоть чуть-чуть поколебать присущую всем нам человекам гордыню, тогда беритесь за чтение Евангелия. Читайте вдумчиво и понемногу. Старайтесь понимать прочитанное. Если уж совсем будет трудно, обратитесь за помощью к тому же батюшке, который уже пытался с вами разговаривать. Не волнуйтесь, в этом деле он с удовольствием вам поможет. Возможно при каком-то из храмов там, где вы живёте проводятся т.н. евангельские чтения. Тогда смело идите на эти занятия и задавайте ведущему вопросы по Священному Писанию.
И ещё. Вера, это уже из собственного опыта. Начинайте просить Бога, какими угодно словами, вы же это умеете, чтобы Он показал вам кто вы есть на самом деле. Именно вам и никому другому. Помог бы вам заглянуть в глубины собственного сердца, вернее в его «Авгиевы конюшни». Мы живём, не замечая как грешим. С возрастом даже совесть перестаёт быть помощником. Представляете, я встречался с людьми, которые считают себя практически безгрешными. Это очень страшно, когда человек считает, что он во всём прав. Увы, неспособность видеть собственный грех свидетельствует о духовной смерти.
Ещё совет, разыщите в интернете книжку отца Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». Существует и её аудиоверсия. Только читайте или слушайте её параллельно с чтением Евангелия. Ваша задача увидеть себя и заплакать о себе. Если, конечно, душа на это ещё способна.
Вера, нам с вами уже много лет. Но если душа отзовётся, то ещё не всё потеряно. Это как в реанимации попытаться оживить сердце через удар электрическим током.
Получиться, тогда не откладывая бегите в храм на исповедь. Придя на исповедь, не разговаривайте со священником на разные отвлечённые темы. Любые разговоры - вне рамок исповеди! Кайтесь, плачьте о своих грехах и просите прощения у Бога. Такое покаяние бывает только один раз в жизни, но оно должно когда-то произойти. Только после него вы станете христианкой, тогда и приступайте к причастию.
Когда беседую с молодыми людьми, в том числе и с родителями, я призываю их к ответственному отношению к своей душе. Пока человек молод, пока ещё способен дать себе адекватную оценку, нужно спешить к покаянию. Мало быть крещёным когда-то в далёком детстве, нужно ещё и покаяться в сознательном возрасте. Промедление смерти подобно. Сегодня деменции догоняют людей уже много раньше, чем это бывало в прошлом.
Вера, вы наверно почувствовали категоричный тон моего вам письма. Не обижайтесь. Так надо. Просто у вас мало времени. Делайте как я вам сказал, именно в этой последовательности.
После этого к вам придут и ответы на заданные вами вопросы.
С уважением, священник Александр Дьяченко.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев