Вот как повествует об этом евангелист Иоанн Богослов:
…были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых (Ин 21:2–14).
Когда и где это произошло
Тивериадское море — одно из названий озера, расположенного в Галилее, на севере Палестины, откуда происходили родом почти все апостолы и где провел детство и юность Сам Господь. Другие евангелисты упоминают об этом водоеме как о Галилейском море или Генисаретском озере.
О том, что воскресший Христос будет ждать учеников в Галилее, возвестил еще Ангел, встретивший жен мироносиц у входа в гроб Господень (Мф 28:7). Затем Сам Христос, явившийся женщинам на дороге в Иерусалим, повелел им: пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф 28:10). Эпизод при Тивериадском море стал, судя по всему, первой из этих обещанных галилейских встреч, которой предшествовало еще несколько явлений в Иерусалиме. (Так выстраивали последовательность событий известные византийские толкователи Евангелия Евфимий Зигабен (†1120) и Феофилакт Болгарский († 1107)).
Какое значение это событие имеет для нас
Прежде всего обратим внимание, как живо, реалистично рассказывает об этой встрече со Христом апостол и евангелист Иоанн. Вроде бы незначительная деталь — сколько рыб вытянули ученики, пристав к берегу, но евангелист указывает точное количество: сто пятьдесят три. Вроде бы ненужная подробность — то, что от лодки до берега было около двухсот локтей, но и об этом упоминает Иоанн. Все это, на первый взгляд, мелочи, но насколько возрастает наше доверие к такому рассказу! Читаешь — и ощущаешь, что святой апостол Иоанн действительно рассказывает нам о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши (1 Ин 1:1).
Если второе явление Спасителя апостолам было обращено в первую очередь к апостолу Фоме, то это, третье, — прежде всего к Петру. Во время трапезы Спаситель трижды спрашивает у Своего ученика: Любишь ли ты Меня? — и, трижды получив утвердительный ответ, поручает Петру пасти Своих овец (Ин 21:15–17). Тем самым, согласно святоотеческим толкованиям, Господь восстанавливает ученика, отрекшегося от Него (и отрекшегося трижды!) в апостольском звании. А затем пророчески возвещает Петру об ожидающих его, как и всякого из Его учеников, страданиях и призывает, несмотря ни на что, хранить Ему верность: Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною (Ин 21:18–19).
Этот эпизод свидетельствует: Господь приближает к Себе не самых лучших, не самых отважных, даже не самых верных, а тех, кто Его искренне любит. Тех, кто, как Петр, бросает свои сети и снасти и прыгает в воду, чтобы скорее доплыть до берега, как только осознает, что на берегу его ждет Сам Господь. «Бог хочет именно нашего сердца, — писал святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1909). — Даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч 23:26); потому что сердце — главное в человеке, жизнь его; больше — сердце наше есть самый человек». И такой человек, сердце которого принадлежит Богу, может уже не бояться ни грядущих страданий, ни собственных ошибок: Господь позвал его за Собой, и он, как может, идет.
Фрагмент статьи "От Воскресения до Вознесения: что происходило в эти 40 дней?"
Цуканов Игорь, диакон.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1