Традиции Студийского монастыря оказали большое влияние на формирование монашеской и общецерковной жизни древней Руси. В те годы, когда Студийским монастырём управлял преподобный Феодор, здесь был составлен Студийский монастырский устав, который первоначально имел лишь местное значение. Обитель насчитывала тогда в своих стенах около 1000 иноков, и согласно уставу для каждого из насельников указывались его ежедневные послушания.
Постепенно правилами Студийского монастыря стали руководствоваться многие другие монастыри Востока, поскольку преподобный Феодор Студит усовершенствовал общежительный (киновийный) устав применительно к условиям своего времени. Преподобный Феодор Студит цель поста полагал не в измождении только тела, но и в воздержании всех чувств, то есть в созидании гармонического соотношения между душой и телом. Поэтому он не возводил в правило невкушение пищи в течение нескольких дней и не требовал строгого различия между постными и мясоедными периодами. Главное значение в посте преподобный Феодор придавал времени принятия пищи и ее количеству. Это и было характерной чертой Студийского устава.
В течение нескольких десятилетий после кончины преподобного Феодора Студита (826) в его уставе не было значительных изменений. В дальнейшем Студийский устав, дополненный и видоизменённый в некоторых деталях, вошёл в общее употребление в Константинопольской Церкви и в зависевших от неё церковных областях. Это произошло в годы правления патриарха Константинопольского Алексия IV Студита (1025–1043). Студийский устав был принят не только в Константинопольском Патриархате и некоторых областях Малой Азии; из Константинополя он перешёл на Афон, в южную Италию, а вскоре был введён и в русских монастырях.
Студийский устав был во всеобщем употреблении на Руси до самого начала XV в., и только с этого времени он стал постепенно заменяться Иерусалимским уставом святого Саввы. Это видно, например, из содержания “Повинной” Феодосия, архиепископа Ростовского, по случаю неправильного разрешения им поста в навечерие праздника Богоявления (1455 г.). В тексте этого интересного канонического документа имеется ссылка уже не только на Студийский устав, но и на правила, содержащиеся также “в святых уставех Иерусалимском же и в Святыя Горы <…> и в прочих иных уставех писанное”.
☦ Отличие Студийского и Иерусалимского Уставов.
Самое главное отличие, которое нужно запомнить: Иерусалимский Устав гораздо строже Студийского. Это выражается в том, что:
- службы по Иерусалимскому Уставу значительно длиннее. В Иерусалимском Уставе есть всенощная (т.е. вечерня и утреня могут объединяться в одну службу)
- по Иерусалимскому Уставу строже посты, например, Великим Постом: Студийский Устав разрешал рыбу: в субботу и в воскресенье и на Преполовение Поста - Среда Крестопоклонной седмицы. Иерусалимский Устав в среду Крестопоклонной седмицы (нет даже такого праздника - Преполовение Поста) не разрешал даже елей.
- в Студийском Уставе не было поста в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи;
- не было Успенского Поста;
- Студийский Устав разрешал в Петров Пост по воскресеньям и субботам молоко есть.
- Студийский Устав не знает так называемого праздничного окончания Утрени (в Иерусалимском Уставе есть два вида окончания Утрени: - праздничное и будничное);
- по Студийскому Уставу гораздо больше пелось, чем читалось (по Иерусалимскому Уставу мы читаем: 6-псалмие, кафизмы. По Студийскому Уставу все это поется;
- по Студийскому Уставу: - кафизм меньше на утрене (не 2, а 1 - в 1-й период года).
Самые основные (главные) отличия Студийского Устава:
- менее строгий,
- нет всенощных,
- Утреня оканчивается всегда одинаково, кроме Великой Субботы.
- поются преимущественно песнопения Константинопольской гимнографической школы (так как сам монастырь - Константинопольский), тогда как в Иерусалимском Уставе преимущество отдается песнопениям Палестинской школы. Собственно, когда менялся Типикон, менялись с ним и Минеи, и Триоди (песнопения).
У русских христиан долгое время сохранялось благоговейное отношение к древним византийским традициям; это выражалось, в частности, в том, что Студийский устав по-прежнему переписывался. Об этом свидетельствуют его списки, относящиеся к XV в. Авторитет Студийской обители был по-прежнему высок на Руси и в следующем, XVI столетии.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев