Гуревич Григорий Израилевич — советский театральный режиссёр, Заслуженный артист РСФСР (1941), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).
О нём с глубокой благодарностью вспоминал Эдуард Степанович Кочергин — художник, с которым они вместе работали в Театре драмы и комедии. Григорий Израилевич пригласил его в штат, и вместе они сделали четыре спектакля. Потом Кочергин ушёл в Театр Комиссаржевской, а Гуревич — на пенсию.
Он был стар — за восемьдесят, но по уму и образованности — выше всех. Происходил из семьи «петербургских евреев», которым ещё при Елизавете Петровне разрешили жить в столице. Окончил Петербургский университет, владел всеми европейскими языками, а также греческим, латынью и древнееврейским.
«Энциклопедия, ходячая. Любой мой вопрос — он знал ответ. Любой, даже замысловатый», — вспоминал Кочергин.
Григорий Израилевич был трамовцем — выходцем из Театра рабочей молодежи 1920–30-х годов, одного из самых формалистических театров своего времени. Получил мощную художественную закалку, которую передавал ученикам.
Один из самых ярких совместных проектов — постановка «Клопа» по Маяковскому, сделанная по поручению обкома для всесоюзного конкурса самодеятельных театров в Кремле. Хрущёв потребовал, чтобы спектакли ставили самодеятельные труппы. Но когда победивший в Выборге «Клоп» не дотягивал, Гуревича и Кочергина срочно подключили, чтобы всё переделать.
«Мне сказали: “Любые гроши, сколько хотите. Главное — чтобы было хорошо. Кремль — ничего не жалко”».
За 10 дней они поставили спектакль, задействовав лучших осветителей, костюмеров, все ресурсы города. Кочергин впервые сделал сцену из шёлка, заказал настоящую чернобурку, а костюмы пожарников будущего изготовил из уникальной металлической сетки, разработанной для ракетного топлива. Всё было максимально технологично и зрелищно.
«Мы просто старались профессионально сделать и воспользоваться теми благами, которые нам дали».
Спектакль получил первую премию, но им не заплатили — на афишах были фамилии самодеятельных участников. Тогда Кочергину выдали квартиру с видом на Исаакий, а Григорию Израилевичу — просторное жильё на Суворовском.
«Он был моей противоположностью: из университетской среды, с мощной культурной спиной. А я — из детприёмника. Он дал мне школу — в театре и в жизни».
Полное интервью с Эдуардом Степановичем Кочергиным — на сайте проекта:
🔗 https://xn--80addgoadxwbcbilejre9f9h.xn--p1ai/authors/author.php?id=717 #ИсторияОтПервогоЛица
#ФондПрезидентскихГрантов
#ВыдающиесяЛюдиХХВека
#грантовыйконкурсПФКИ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев