Большую часть из 937 пассажиров, оказавшихся на борту круизного лайнера 13 мая 1939 года, составляли женщины и дети. По идее, всё было обставлено, как приятное морское путешествие. Но капитан лайнера, Густав Шрёдер, прекрасно понимал, что цель этих людей - вовсе не морская прогулка. Кстати, Густав Шрёдер был единственным капитаном в Гамбурге, который не состоял в рядах фашистов.
По его приказу к пассажирам относились предельно уважительно. Вместо кошерной пищи, пассажиры могли без каких-либо проблем заказывать рыбные блюда.
Во всех каютах лайнера красовались портреты фюрера, а на палубах развивались флаги со свастикой. Как только лайнер покинул порт Гамбурга, Густав Шрёдер приказал убрать весь этот антураж. А конференц зал корабля позволил путешественникам превратить в своеобразную синагогу.
Обстановка на борту была спокойной и легкой, по вечерам играл оркестр, демонстрировались кинофильмы. Но капитан получил радиограмму, после которой его не покидала тревога за судьбу этих людей. Он знал, что Куба приняла поправки к законодательству и многие пассажиры не смогут покинуть корабль по прибытию в кубинский порт.
Густав Шрёдер посчитал, что нельзя просто вот так взять и поставить этих несчастных перед фактом. Он создал так называемый "пассажирский комитет" из людей, которые могли адекватно мыслить в сложившейся ситуации и на которых можно было положиться.
Естественно, людей волновал вопрос, как капитан поступит, если получит приказ вернуться в Германию со всеми беженцами на борту.
-Я сделаю всё зависящее от меня, чтобы мои пассажиры туда не вернулись! Я слишком хорошо знаю, что их там ждёт! -ответил он.
Гавана не приняла
27 мая "Сент-Луис", наконец, достиг порта Гаваны.
Основная масса пассажиров была неприятно удивлена таможенной и полицейской проверкой. На берег позволили сойти только той немногочисленной группе людей, у который оказались кубинские паспорта. Таковых оказалось 31 человек.
А остальные 906 еврейских беженцев должны были оставаться на корабле.
Несколько дней еще шли довольно интенсивные переговоры ч кубинскими властями. Участниками всего этого процесса стало немецкое пароходство, кубинские власти, капитан лайнера, сами пассажиры, состоящие в созданном Шредером комитете. А ещё прибыли представитель еврейской организации под названием "Джойнт" с крупной суммой денег. За каждого пассажира власти Кубы потребовали внести сумму в 500 долларов за каждого сошедшего на кубинский берег пассажира. В общей сложности сумма к оплате кубинским властям должна была составить полмиллиона рублей. Немалая, между прочим, плата! Но таких денег не было ни у пассажиров, ни у "Джойнт", ни у судовой компании.
Напряженность росла с каждой минутой, пассажиры боялись возвращаться в Германию. Была даже попытка суицида, в ходе которой один из пассажиров попытался вскрыть себе вены и выброситься за борт.
А 2 июня власти Кубы потребовали от капитана круизного лайнера покинуть прибрежные воды страны.
В надежде на спасение
Густав Шрёдер, как и обещал, делал всё возможное для спасения своих пассажиров.
Через несколько дней лайнер с беженцами на борту подошёл к берегам в районе Флориды. Здесь капитан обратился к властям США с просьбой принять беженцев. Но на эту просьбу последовал жесткий отказ. А миграционная служба заявила, что корабль не примут ни в одном американском порту!
Отказала и Канада и Доминиканская Республика, власти которой выставили слишком высокие финансовые требования.
Гамбургское пароходство дало "добро" капитану Шредеру высадить еврейских беженцев в любом порту, который согласиться их принять.
Во все порты с борта лайнера полетели умоляющего содержания радиограммы во всё порты: Чили, Аргентина, Венесуэла, Колумбия, Парагвай... везде отказ!!! Никто не хотел помочь этим людям.
Новый план
Лайнер повернул обратно, к берегам Германии. Группа отчаявшихся людей попыталась захватить власть корабль. Но капитан уговорил их остановиться и посвятил восставших в свой новый план.
Шрёдер придумал вот что: в прибрежных водах Англии специально посадить корабль на мель. В этом случае, все близлежащие порты обязаны были принять людей с терпящего бедствие корабля.
В этот план были посвящены только избранные. Остальные пассажиры оставались в неведении.
И капитан бы привёл этот план в исполнение, но, слава богу: организации "Джойнт" всё таки удалось договориться с некоторыми государствами.
Вот эти страны:
* Великобритания согласилась принять 287 пассажиров;
* Франция - 224 человека;
* Бельгия - 214;
* И Нидерланды - 181.
Все пассажиры, изрядно измученные, сошли на берег в Антверпене, в Бельгии.
А через два с половиной месяца началась война. Гитлеровские войска победно шествовали по странам Западной Европы. Почти всё еврейское население этих стран оказалось в лагере под страшным названием: "Холокост". Среди этих людей снова оказались те несчастные, которые спасались бегством из Германии на борту круизного лайнера " Сент-Луис ".
По различным данным, из 937 пассажиров "Сент-Луиса" войну смогли пережить по разным данным 181-260 человек.
И в заключении
Ни один руководитель тех стран, которые в 1939 году устроили это всемирное позорище, вышвыривая несчастных людей не принес никаких извинений еврейской стороне.
Единственный, кто в 2018 году вспомнил об этом кошмаре был премьер Канады Джастин Трюдо. Только он принёс извинения за бездействие своей страны тем людям и из потомкам.
Остальные, включая США, предпочитают отмалчиваться и вовсе не вспоминать о тех далёких событиях.
И отдельно хочется упомянуть о человеке по имени Густава Шредер. После 1940 года, он на капитанский мостик так больше не поднялся. В 1957 году правительство ФРГ наградило этого человека за заслуги.
Умер Густав Шрёдер в 1959г. в возрасте 73 года.
Вот такая вот история о человечности и бесчеловечности
Нет комментариев