Далее начинается обычное расследование, в ходе которого выясняется, что туристы погибли странно и повреждения тел не подтверждают замерзания. Гибель туристов решают засекретить, а дело затянуть. Прокурор Ивделя Василий Темпалов и следователь Владимир Коротаев скрывали сведения о гибели группы.
И затягивали его всеми возможными способами до 26 мая 1959 года. Так начинается дело, которое расследуется до 2019 года и пока конца и края не видно. Сначала изъяли карту маршрута группы и его пришлось восстанавливать (благодаря Римме Колеватовой). Глупо же думать, что Дятлов не предоставил маршрут группы в спортклуб УПИ.
Куда бы вы поехали искать пропавших туристов группы Дятлова? Конечно на Отортен – это была основная вершина, которую туристы собирались покорить. Сколько времени там могли сохраниться следы пребывания группы? Да, нисколько. Там вообще никаких следов не могло сохраниться до 26 февраля (наст, ветер и метель скрыли все следы). Могла быть только закладка, которую оставили Дятловцы.
Чтобы убрать следы пребывания группы на горе Отортен, нужно было вынуть закладку. Можно только предполагать, что закладка была и ею был «Вечерний Отортен» - боевой листок, написанный 1 февраля 1959 года. Иначе, зачем так называть послание, написанное на тетрадном листе, оригинал или копия которого почему-то не сохранился?
Замечу, что до сего дня мало кто ищет артефакты на горе Отортен, потому, что сказано чётко и определённо - палатка и трупы туристов найдены в районе перевала Дятлова (современное название). Палатку нашли Слобцов и Шаравин, они сразу поняли, что это палатка группы Дятлова и что туристы покинули её в панике и побежали вниз по склону. Было темно и туристы покинули палатку, сделав разрезы в скате палатки. Они убегали, оставив в палатке тёплые вещи и обувь, им было так страшно, что они потеряли рассудок. Откуда такие умозаключения?
Именно из-за этого штампа родилось много абсурдных версий.
Смотрим на карту и видим, что до горы Отортен можно идти несколькими путями. Один - идти по Лозьве, от неё свернуть на приток Ауспия и идти по горам, другой – дойти по Ауспии до горы Холатчахль, перейти перевал (Дятлова) к 4-му притоку Лозьвы и по притоку Лозьвы идти до озера Лунтхусаптур. Ещё интересно то, что от второго Северного можно идти по Лозьве прямо к Отортену, не сворачивая на Ауспию. Почему нужно идти по рекам (около рек)? Потому, что там есть вода и дрова для печки и ветра меньше, да и теплее. Река - это дорога. И из показаний Анямова выясняется, что в феврале видели следы группы в верховьях реки Лозьвы.
Но и по Лозьве был нелёгкий путь. Она плохо замёрзла и можно было провалиться.
Некоторые Дятловеды считают, что Дятловцы проскочили мимо поворота на Ауспию и ещё два км шли по Лозьве, потом вернулись и пошли по Ауспии (сделали крюк).
В дневнике Дятлова за 31 января написано, что в этот день предприняли попытку подняться на гору Холатчахль(Отдаляемся от Ауспии, начался пологий подъём, вышли за границу леса, скорость ветра подобна скорости воздуха при подъёме самолёта, очень устали, спустились к Ауспии и остановились на ночлег). При этом (скорее всего) Дятловцы поняли, что идти по верху гор невозможно и тогда должны были принять единственно правильное решение - возвращаться к Лозьве и идти по ней, как советовали местные жители. А не пытаться перейти перевал и искать в глубоком снегу приток Лозьвы на другой стороне, или, хотя и сдувает, идти по горам.
И, скорее всего, вернулись 1 февраля к Лозьве, а 2 февраля их вещи подвозил местный житель и все были ещё живы. И лыжным следам туристов по Лозьве тогда есть объяснение.
Однако, и следы в верховьях Лозьвы и рассказ проводника могут относиться не к группе Дятлова, а ко второй группе туристов.
Пишут, что И.Д. Ремпель уговаривал Дятлова не ходить по этому маршруту, уговаривал его Геннадий Патрушев не ходить по хребту и назвал его "твердолобым", потому, что Дятлов не изменил выбранный маршрут, а ещё, судя по дневниковой записи, уговаривал их не ходить Огнев. Думаю, он рассказал туристам разные страшилки про место, куда они собирались идти, может поэтому у девушек было плохое настроение. Не просто же так их отговаривали идти по этому маршруту. Сильный холод и ураганный ветер в горах и плохо замёрзшая река Лозьва.
Попробуем на минутку попасть в то время. Закончилась Ауспия и начался пологий подъём на склон горы Холатчахль. Склон - чистый лёд, ветер - сбивает с ног. Туристы не смогли подняться и спустились к Ауспии. Днём вырабатывали, как пишет в дневнике Дятлов, новый метод ходьбы (два шага вперёд, один назад). Вечером были очень усталые.
А теперь представьте состояние духа туристов на этот момент. Выяснилось, что подъём невозможен и идти этим маршрутом невозможно. Что второй вариант - перейти через перевал и идти по притоку Лозьвы, тоже почти невозможен. Приток этот - канава, а снег глубиной 2 метра и наст там не держит. Дятлов писал, что за час проходили 1-2км. Так же стало понятно, что вес поклажи превосходит возможности людей. А ещё, на вершине гор выяснилось, что одета группа для мороза и ветра плохо, а палатка на ветру рвётся и продувается. (Из общего дневника: "Договорились и едем до 41 участка на машине. Выехали только в 13-10, а в 41-м были около 16-30. Намерзлись здорово, ехали на ГАЗ-63 наверху". Замёрзли ещё, когда ехали в машине. Ещё нет шквального ветра и мороза в горах).
Судя по дневниковым записям, моральная обстановка в группе была напряжённой.
Думаю, что причиной этому было появление в группе Золотарёва. Он был взрослый, уверенный в себе мужчина, инструктор турбазы, был общительным, знал много новых песен. Конечно, две девушки Дубинина и Колмогорова обратили на него внимание. Естественно, молодые мужчины из группы Дятлова ревновали, когда Зина Колмогорова кем-то интересовалась. Игорю Дятлову нравилась Зина, Зина ещё окончательно не определилась с выбором и была открыта для любых новых впечатлений (судя по записям из её дневника). Там, куда туристы шли было мало женщин и любая свободная женщина была предметом увлечения и желания мужчин. А Зина была так хороша собой, так весела и общительна, что в неё влюблялись все, кто её видел.
Представьте, что чувствовал Дятлов, когда выяснилось, что он выбрал и настоял на маршруте, который оказался непроходимым. А рядом с ним был Золотарёв, который скорее всего понял быстее Дятлова, что маршрут не проходим и сказал ему об этом. Представьте, как Дятлову было в тот момент стыдно перед Зиной, которую он любил и как низко он упал в её глазах как опытный руководитель походов, как стыдно было возвращаться домой к товарищам, не пройдя маршрут. "Официально" поход группы Дятлова был приурочен к XXI съезду КПСС. Дятловцы не могли отказаться от продолжения похода даже когда поняли, что маршрут не проходим. Что они скажут своим товарищам комсомольцам и коммунистам? Как посмотрят партии в лицо?
Представьте, что чувствовал Золотарёв, который пошёл с Дятловым только потому, что хотел затратить на поход меньше дней. А они уже и так задерживались, пытаясь подняться на хребет и потеряли день, потом ещё потеряли день на устройство лабаза. Я думаю, что Золотарёв должен был быть сильно недоволен Игорем Дятловым потому, что он не пошёл по Лозьве (вдоль реки) до Отортена.
Это был момент наивысшего морального напряжения в группе. Нужно было принимать решение возвращаться и идти по Лозьве, а может и не идти вообще.
Такой вариант не мог устраивать Дятлова. Тогда полностью анулировался его авторитет.
Возможно, он настаивал на том, чтобы пройти по хребту гор, хотя, скорее всего понял, что ошибался.
В этот момент любое происшествие может стать механизмом, который запустит цепь нелепых смертей.
Если всё не инсценировка и палатка действительно стояла там, где её нашли, то ветер был такой силы, что рвал и трепал старый скат и он треснул. В палатке сразу стало нестерпимо холодно. Кто-то (Тибо или Слободин) вышел скрепить полотно ската палатки, сорвался с уклона, ударился головой о камень и почти сразу умер. У девушек началась истерика. Туристы, которые до тех пор еле сдерживали недовольство Дятловым, стали на него кричать, что он во всём виноват. Дятлов выскочил из палатки и пошёл прочь (очень скоро у него остановилось сердце). Кто-то из туристов пошёл искать Дятлова и замёрз.
Часто упоминают о следах от палатки. Знаете, от моего дома к автобусной остановке есть короткая дорога, зимой - следы по снегу. Только глядя на эти следы никто не подумает, что люди выскочили из дома одновременно по неведомой причине.
Я читала о других группах. Тяжёлое моральное состояние людей, сильный мороз, ураганный шквалистый ветер, который усилил мороз и восприятие организмом мороза,отсутствие одного лидера, рваная палатка, всё это вполне достаточное основание для того, чтобы погибнуть на таком удалении от людей и помощи.
Почему дело получилось таким громким?
Я думаю, что наложились ещё какие-то обстоятельства.
Я думаю, что если бы не пошёл с ними Золотарёв, то Дятлов, возможно, признал бы свою ошибку, вернуся на Лозьву и с успехом окончил маршрут.
В других случаях гибели туристов, когда становилось об этом известно, никто не спешил сразу идти к месту трагедии, собирать тела, выяснять причины гибели группы. В случае с группой Коровиной, тела лежали месяц. Так же пропала обувь и тела погрызли дикие животные.
А обувь сняли с них, обувь дорогая. Были случаи пропажи обуви при гибели других групп. Сняли, а потом вернули, потому, что дело стало очень громким. Глаза и язык съели мелкие грызуны, которые активизировались к маю. Никакой мистики нет, если мыслить здраво.
Я думаю, что Дятлов не передумал идти к Отортену по верху гор, именно поэтому решил устроить лабаз на таком удалении от Отортена. Иначе этот лабаз вообще никак объяснить невозможно. От Отортена Дятлов хотел идти по другому склону гор и возвращаться к верховьям Ауспии не собирался.
Ещё, вероятно, кто-то чувствовал себя неважно. Я думаю, что Люда. Все забывают, что у женщин случаются месячные и тогда: болит голова, нельзя поднимать тяжести и вообще состояние плохое. Как женщины чувствовали себя среди мужчин в такие дни я не представляю. Помыться негде, прокладок нет.
Когда я понимаю, что туристы могли банально переругаться (без всякой выпивки), то другие версии бледнеют на фоне этого факта.
Почитайте записи в дневниках! Где вы видите схоженную группу? Записи из дневников из интернета:
«Затем снова и снова возобновляется дискуссия, причем все наши дискуссии, которые были за это время, преимущественно про любовь». (Коля Тибо).
Инициатор этих дискуссий - Зина Колмогорова. Пишут о том, что любовные страсти были неведомы туристам того времени и они шли в поход не различая полов, как товарищи. И спали в одной палатке, не чувствуя страсти, они, пишут, вообще не знали, что такое секс.
«Идти сегодня особенно тяжело. След не видно, часто сбиваемся с него или идем ощупью. Таким образом проходим 1,5 - 2 км. в час.
Вырабатываем новые методы более производительной ходьбы. Первый сбрасывает рюкзак и идет 5 минут, после этого возвращается, отдыхает минут 10-15, после догоняет остальную часть группы. Так родился безостановочный способ прокладывания лыжни. Особенно тяжело при этом второму, который идет по лыжне, торенной первым, с рюкзаком. .. Усталые, измученные принялись за устройство ночлега. Дров мало. Хилые сырые ели». (Дятлов).
Сырые ели в печке не горят, значит дров нет, согреть палатку нечем, и не высушить одежду. Все усталые и измученные. День прошёл впустую.
«Неужели он считает меня какой-нибудь дурой? Да и я вообще люблю подливать масла в огонь, черт бы меня подрал… Проводили блиновцев со слезами. Настроение испорчено… Настроение плохое и наверное будет еще дня два. Зла как черт». (Люда) Предполагают, что Люда была влюблена в одного из Группы Блинова (В Женю?).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев