Зинаида Михайловна Нарышкина, актриса театра и кино, принадлежала к прославленному роду Нарышкиных, из которых вышел сам царь Пётр. Свою родословную она скрывала, признавалась в этом только самым близким людям. Её мать работала горничной, сама же Зинаида мечтала только о театре. Она поступила в Московский государственный театральный комбинат (позже – ГИТИС) в 1930 году и стала любимой ученицей Ильи Судакова. Окончила учебное заведение в 1933 г.
В ТРАМе (ныне — «Ленком Марка Захарова») Зинаида Нарышкина стала ведущей актрисой труппы. Там, в ТРАМе, Зинаида встретила и полюбила своего партнёра по сцене Николая Рытькова, вышла за него замуж. Молодой актёр, красавец, он увлекался эсперанто и был одним из ведущих эсперантистов страны. Именно за это в 1938-м его арестовали, как участника «фашистской шпионской организации эсперантистов». Рытьков провел в лагерях 18 лет.
Нарышкину из театра уволили, и она была вынуждена уехать в Ташкент, где устроилась в Театр Советской армии.
В 1946 году Зинаида Нарышкина вернулась в столицу и стала актрисой Мосэстрады, читала со сцены рассказы и стихи. Сочиняла сама, правда только для себя. Иногда работы не было совсем, и тогда она начинала шить платья для ансамблей, белить потолки и клеить обои, укладывать асфальт — она могла делать всё. При этом Нарышкина не уставала «честить» власть, за что всех её знакомых (как, впрочем, и её саму) постоянно вызывали в Особый отдел.
Зинаида дождалась возвращения мужа. В 1956 году Николай Рытьков вышел на свободу.
Но в 1965-м, выехав в Вену на Европейскую Эсперанто-Конференцию (он возглавлял советскую делегацию), не вернулся обратно уже никогда... Работал в Австрии, в Западной Германии. Был диктором на Русской Службе Би-Би-Си в Лондоне, читал в эфире «В круге первом» и «Раковый корпус» Солженицына, на русском языке и любимом эсперанто.
А Зинаида Михайловна опять понесла свою нелегкую участь, только теперь не жены «врага народа», а жены «невозвращенца». Рытьков слал из Англии целые чемоданы шикарных платьев и костюмов, посылки доходили до Зинаиды Михайловны вскрытыми и далеко не полными. В конце концов, Нарышкина не выдержала и подала жалобу в Международный почтовый союз: «Да что ж это происходит? И работать не дают, и барахла лишают!» Помогло — посылки больше не разорялись. Но она оставляла себе минимум, а остальное раздавала знакомым и коллегам по работе.
С 1970-х годов Зинаида Нарышкина стала «звездой» киностудии «Союзмультфильм». В сказке «Дед Мороз и лето» произнеся от имени вороны знаменитую фразу «Ку-ку, ку-ку, раскукукался!», актриса могла входить в эти стены, как в дом родной. Успех закрепила грандиозно «сыгранная» роль гнусавой Совы в фильме Фёдора Хитрука «Винни Пух и день забот».
Но наибольшую популярность Зинаида Нарышкина завоевала на радио, где создала блистательные образы Совы и Мартышки в многолетнем, теперь уже легендарном сериале «КОАПП — Комитет Охраны Авторских Прав Природы».
Последние годы настроение Зинаиды Михайловны было особенно минорным. Посыпавшиеся приглашения в кино её не обрадовали: «Старухи все переумирали, тут и обо мне вспомнили». Её раздражали пошлость и низкий уровень фильмов, бесконечные телепередачи о преступности. Снималась мало, играла тоже. Озвучивание мультипликационных героев было не столь прибыльным делом, а жить на что-то нужно было. Поэтому на склоне лет Нарышкина соглашалась буквально на все предложения. Хотя роли ей никак не симпатизировали.
Жила в однокомнатной квартире на Садово-Спасской вместе с четырьмя собаками и шестью кошками. Актриса трудилась до самой смерти. Но такой энергии и сил уже не было. Соседи, знавшие Нарышкину не один год, старались хоть как-то помогать ей: приносили лекарства и продукты.
Ушла из жизни 5 сентября 1993 года в Москве. Детей у актрисы не было, родственников тоже, хоронить ее оказалось некому, ни в каком штате она не числилась, радиокомитет и СТД развели руками…Месяц её тело пролежало в морге невостребованным, после чего кремировали за счет государства. Прах хранили полгода в надежде, вдруг родственники найдутся, но никто не объявился. После истечения срока Нарышкину похоронили в братской могиле невостребованных прахов на Николо-Архангельском кладбище столицы.
Информации о Зинаиде Нарышкиной сохранилось очень мало, ведь факты ее биографии не вписывались в летопись советского кинематографа. Всю жизнь она скрывала свое происхождение, лишь однажды в интервью обмолвилась о том, что стала последней среди представителей того рода, к которому принадлежала мать Петра Первого: «Вот уйду, и род Нарышкиных в нашей стране прекратится».
Позже исследователи дворянских фамилий отрицали этот факт и утверждали, что в родословных тех самых Нарышкиных Зинаиды Михайловны не было. Но те, кто близко с ней был знаком, знали о том, что сама актриса верила этой семейной легенде. Да и в ее скромном жилище были предметы, которые свидетельствовали не о рабоче-крестьянском происхождении: на стенах висели фамильные портреты, а из «остатков былой роскоши» ей достались старинное зеркало в резной раме и бюро с накладками из цветных эмалей.
Биографам актрисы было сложно проверить эти факты, ведь она попала в немилость к властям…
Большинству зрителей сейчас ее имя ни о чем не говорит. Но ее голос, который был знаком миллионам, и теперь знают многие.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1