***
Не только о блокадных храмах, но и о мемориальных особо хранят память о погибших жителях и защитниках города.
Это появившихся в Петербурге уже в XXI веке храмы мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове, Всех святых, в земле Русской просиявших, в парке Победы, Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте.
Настоятель Старо-Пановского храма протоиерей Михаил Стрельников обратил внимание на то, что в день начала блокады отмечается память Владимирской иконы Божией Матери:
«Господь попустил случиться блокаде, и Он же дал людям надежду. Через этот образ Божия Матерь, наша Заступница, уже однажды, в XVI веке, спасла Россию от нашествия орды хана Тамерлана. То, что страшные испытания начались в этот праздник, дало надежду: молитвами Богородицы Господь помилует людей».
Отец Михаил также отметил промыслительный момент: 8 сентября – престольный праздник храма святых Адриана и Наталии.
Старая церковь, семейная усыпальница, была разрушена в годы войны, поскольку оказалась на передовом рубеже. Новая, с прежним посвящением, построена как храм-памятник.
В церковном музее-ДОТе помимо традиционных для военной экспозиции предметов есть свидетельства того, что в «окопах нет атеистов»: нательные образки, крестики, иконки, медальоны со святыми, зашитые в гимнастёрках молитвы.
Люди воевали, нося всё это под формой с атрибутами советской власти, как свидетельство ещё не угасшей веры.
«Самая интересная часть экспозиции, – рассказывает протоиерей Михаил Стрельников, – поцарапанные пулями образки, которые спасли кому-то жизнь, крестики, медальоны со святыми, молитвы, которые матери вкладывали в вещи своих сыновей, иногда даже в партбилеты. Это артефакты войны, касающиеся духовной жизни нашего народа».
…Особенно ожесточённые бои шли здесь летом 1942 года во время Старо-Пановской наступательной операции, когда советские войска предприняли неудачную попытку прорвать кольцо блокады. Местность, где стоит Старо-Пановский храм, в годы войны была буквально отутюжена бомбардировками.
В районе Старо-Паново, только по официальным данным, погибло около четырёх тысяч советских солдат.
Их поминают за богослужениями, а горожане записывают военные истории, сведения о родных, живые свидетельства о блокаде в храмовую Книгу памяти.
Поисковики находят у реки Дудергофки останки, с воинскими почестями и молитвенным поминовением перезахоранивают их вблизи храма.
***
Блокада Ленинграда – наша общая память, боль. Окончательное освобождение от неё великого города 27 января 1944 года, вспоминали современники, верующие отмечали торжественно и празднично.
С благословения митрополита Алексия во всех храмах города были совершены благодарственные молебны.
…А потом придёт и долгожданная Победа в Великой Отечественной.
На Нюрнбергском процессе 1946 года, где он будет представлять Ленинградскую епархию, протоиерей Николай Ломакин расскажет об ужасах блокады, немецких налётов и страшной смерти мирных жителей.
***
«Это не должно повториться!» – с такой надеждой жило моё и несколько поколений советских людей.
Ужасна трагедия Донбасса… Но новые фашисты и то мировое зло, что ныне стоит за их спинами на Украине, будут разбиты.
…И вновь мы одержим долгожданную Победу.
Фото из открытых источников
Нет комментариев