Иван Никитович Кожедуб – самый успешный пилот времен Великой Отечественной войны – еще до ее окончания стал легендой советской и мировой истребительной авиации. На его счету 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев, 64 сбитых самолета противника. Все его полеты представляли собой каскад всевозможных маневров: разворотов и змеек, горок и пикирований. Тем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром. Прославленный ас всегда стремился отыскать противника первым, не подвергая при этом опасности ни себя, ни свою боевую машину. В 120 воздушных схватках он не был сбит ни разу. Иван Кожедуб едва не погиб в самом первом бою. Как он избежал гибели? Почему придумал свой рискованный фирменный прием? Первый бой С началом Великой Отечественной Ивана Кожедуба и все училище перевели в Казахстан, но после многочисленных рапортов осенью 1942 года его отправили в Москву. Здесь он попал в 240-й истребительный авиаполк под командованием Игнатия Солдатенко. На первое боевое задание Кожедуб вылетел в марте 1943 года. Этот бой на Воронежском фронте мог оказаться для него последним. Пилот нарушил главную заповедь летчика-истребителя: никогда не терять своего ведущего. Именно это с Иваном и произошло. Вражеский "Мессершмитт" воспользовался ситуацией, пушечная очередь ударила точно в кабину. Первый снаряд задел шлемофон, от второго снаряда, фугасного, от гибели Кожедуба спасла бронеспинка кресла. Неприятности на этом не закончились – при возвращении на аэродром пилот попал под огонь советских зениток. Изрешеченный самолет удалось посадить, но восстановлению он не подлежал. Поначалу провинившегося летчика даже собирались перевести служить на пост оповещения. Но командир полка Солдатенко разглядел в Кожедубе будущего аса и позволил продолжать участие в боевых вылетах. Может быть именно после этого случая рассказанным ему лично Кожедубом Быков В своем "В бой идут одни старики изобразил образ лейтенанта Кузнечика". Рискованный прием 6 июля 1943 года в небе над Белгородом Иван Кожедуб вступил в бой, какого еще не знала история авиации. Одна советская эскадрилья против сорока немецких самолетов. "Я никогда не был в таком бою. В небе все смешалось: небо, земля, самолеты – наши, противника. Я никак не могу поймать прицел. Бой уже длился около двадцати минут, а неприятельские самолеты не уходят. Мне очень хотелось сбить самолет. Я присмотрел один – он приотстал. Я к нему. Приближаюсь, нажимаю на гашетки, стреляет пушка... Самолет не падает! Я еще стреляю – не падает! Я – ближе к нему, начал маневрировать. Думаю – не уйдешь, сейчас я тебе дам как следует! И с короткой дистанции зажег этот самолет", – вспоминал прославленный ас. Из схваток на Курской дуге Кожедуб вышел с девятью личными победами. И обрел свой фирменный прием, рискованный, но очень эффективный: подойти ближе к противнику, затем спикировать, атаковать снизу и открыть огонь. Совершать такие маневры мог только очень уверенный в себе пилот, каким и был Иван Кожедуб. 30 сентября 1943 года Кожедуб сопровождал в небе переправу войск через Днепр. Делая вираж, он случайно оказался без прикрытия товарищей, и в этот же момент заметил немецкие "Юнкерсы". Кожедуб не растерялся и в одиночку спикировал на бомбардировщики. Сделав несколько виражей, он ворвался в звенья противника. Атака смелого русского летчика-одиночки была для немцев столь неожиданной и дерзкой, что они в смятении прекратили бомбежку и ушли в оборону. Увидев растерянность врага, Иван Никитович решился на еще более смелый шаг: он спикировал на один из оторвавшихся Ju 87 и сбил его. Горящие обломки самолета уронили боевой дух противника, и бомбардировщики отступили. Спустя три дня после этого одиночного боя Кожедубу и его товарищам пришлось столкнуться с еще более превосходящим числом противника. Прикрывая плацдарм на берегу реки, в небо поднялись девять Ла-5. Практически сразу пилоты заметили колонну пикирующих "Юнкерсов", каждые девять самолетов которых прикрывали шесть истребителей Ме-109. Кожедуб во главе пяти машин атаковал группу бомбардировщиков. Противник, не ожидавший атаки от малого числа советских самолетов, заметался. Спустя минуту загорелись и упали на землю два Ju 87. Уцелевшие немецкие бомбардировщики из первой девятки отступили, чуть позже повернула назад и вторая волна "Юнкерсов". Эффектную точку в сражении поставил, конечно, герой-ас, превратив в огненный шар один из последних истребителей люфтваффе. Сбит реактивный Me-262 В середине февраля 1945 года в бою над Одером Иван Кожедуб вписал в свою биографию еще одну важную деталь – одним из первых в мире он уничтожил новейший реактивный истребитель – бомбардировщик люфтваффе Me-262. Взлетев в небо 19 февраля со своим другом и напарником Дмитрием Титоренко, Кожедуб на высоте более 3000 метров обнаружил неизвестный самолет, который летел на максимальной для советских Ла-7 скорости. Непревзойденный ас заметил, что немецкий пилот не контролирует пространство под собой, полагаясь на высокую скорость машины. Этим фактом и решил воспользоваться летчик – он задумал встретить немца на пересекающемся курсе и расстрелять его снизу. Но Титоренко открыл огонь первым, немало удивив Кожедуба. "Что такое? В противника летят трассы: ясно – мой напарник все-таки поторопился! Про себя нещадно ругаю Старика [Титоренко]; уверен, что план моих действий непоправимо нарушен. Но его трассы нежданно-негаданно мне помогли: немецкий самолет стал разворачиваться влево, в мою сторону. Дистанция резко сократилась, и я сблизился с врагом. С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолет, разваливаясь на части, падает", – так в своих мемуарах вспоминал об этом поединке Иван Кожедуб. После войны Иван Никитович решил продолжить службу. Также он продолжал учиться: в 1949-м окончил Военно-воздушную академию, а в 1956-м – Военную академию Генерального штаба. Участвовал в военных действиях в Корее, под его командованием была 324-я истребительная авиационная дивизия. В 1985 году Ивану Кожедубу было присвоено звание маршала авиации. Это одно из его интервью 1966 года....
    0 комментариев
    1 класс
    Туров - одно из них. Крестам в Турове молятся и поклоняются. Говорят, что они исцеляют. Но что это на самом деле – обычные камни или неведомое чудо православного мира? Туров. Тысячу лет назад здесь был центр общественной, культурной, политической и религиозной жизни. В крошечном по сегодняшним меркам городе насчитывалось около 80 церквей! Большинство из них - прямо на частных подворьях. Княжество считалось одним из самых сильных и влиятельных. Его значимость и авторитет подчеркивал тот факт, что трое киевских князей короновались на трон именно из Турова. Однако задолго до этого ситуация здесь была накалена до предела. Киев поставил цель – образовать из всех племен единое восточнославянское государство. Это позволило бы давать достойный отпор врагу. На пути к такому шагу была одна-единственная, но чрезвычайно серьезная преграда. Мирный на первый взгляд процесс объединения стал самой настоящей бойней. Когда процесс христианизации был завершен, со временем во всех крупных политических центрах появляются церкви и храмы. Точная дата установления Туровской епископии неизвестна. Предположительно это 1105 год. Историки уверяют - здесь был собственный епархиальный храм. Как раз на Замковой горе на самом берегу Припяти. Однокупольный, шестистолпный, отстроенный в стиле киевской архитектурной школы. Между тем, есть мнение, что первый русский монастырь тоже был основан именно в Туровском княжестве. А это деревня Погост в десяти километрах от Турова. Дата ее возникновения точно неизвестна. Археологические раскопки, проведенные здесь, выявили предметы быта еще из железного века! В летописях же Погост впервые упоминается в 16-м столетии. Этот крест – один из тех, что еще тысячелетие назад возвышались над Припятью. Воды которой принесли их сюда из Киева во времена Крещения Руси.
    0 комментариев
    0 классов
    #Загадка_Острова_Сокровищ_или_Почему_Флинт_боялся_Джона_Сильвера Думаю многие из нас читали в детстве «Остров сокровищ» ? В СССР и России мы его знаем в классическом и отличном переводе Корнея Чуковского. И вот одно место романа зацепило меня. Когда Одноногий кок Сильвер рассказывает молодым матросам, которых склонил к пиратству, кем он был и чего стоил когда-то… «Вся команда как огня боялась старого Флинта, а сам Флинт боялся одного только меня». Ничего самохарактеристика однако. Дескать боялся сам капитан и не простой там скучный капитан, а знаменитый и пугающий многих до состояния кирпичепроизводства лидер! https://youtu.be/Sx0g4PwJZIw?si=jF2_QS8TuIkpk8Rf
    0 комментариев
    0 классов
    #Чаруса_Страх_болот Лично у меня страх перед болотами возник, когда я впервые увидела в кино гибель Лизы Бричкиной в фильме "А зори здесь тихие" https://youtu.be/AUtuOu64q_0?si=udMNdZvTwPWdjlH3
    0 комментариев
    0 классов
    Световая прoекция над Москва-Сити гласит «чужие деньги брать нельзя». К чему это?
    0 комментариев
    0 классов
    Бача. часть 3. 30 лет спустя Снова по садам алыча Набирает цвет. Вот я и приехал, бача. Через тридцать лет. Ты уж на меня не серчай, Нынче это сложно, Между нами нынче, бача, Целых три таможни (!) Нету над Кремлём кумача. И Союза нет. Сорок раз поставят печать, Изомнут билет. Извини, что я без цветов - /как-то непривычно.../ Но для нас привёз я зато Из Москвы "Столичной". Вот стакан, вот хлеба кусок /чёрного краюха./ Ну давай за встречу, браток, Пусть тебе там пухом... Как живу? Да словно во сне, Чудится порой - Не тебя - меня на броне Привезли домой. Наших триста лет не встречал, /забываю лица/. Ведь куда ни ткнёшься, бача - Всюду заграница. Слышал, что в Ташкенте Хасен, В Питере Мишаня, Саня вроде спился совсем, Да замёрз по пьяне. А Серёга съездил к Али, /Правда слишком поздно/. Они в рукопашной сошлись У вокзала в Грозном (!). Если они рядом сейчас, Обними обоих, Ведь Али такой же бача (!), Как и мы с тобою. А меня на "вывод" зовут * В школы походить, Как бы поучить пацанву Родину любить. Но им мои рассказы, боюсь, На хрен не нужны. Им ведь что Афган, что Союз - Две чужих страны (!) Их же учат нас обличать, Клеить ярлыки. Мы для них с тобою, бача, Лохи да совки (!). Слов таких, что нынче звучат, Ты не слышал в жизни. Мы с тобою жили, бача, В тота... лита... ризме. Помнишь, как мы были горды Тем, что перед строем Тебе орден Красной Звезды Дали как герою? А теперь /не верь мне, бача!/ Вот за этот орден В Киеве и Риге сплеча Могут дать по морде. Могут приравнять к палачам Русского солдата... У нас теперь всё можно, бача, И ничего не свято... Сдали мы Союз сволочам, /как воды напиться./ Знаешь, сколько раз я, бача, Думал застрелиться.... Как же так - я не был в плену, Не погиб в бою, Покорял чужую страну, А потерял свою.... Ну пока, браток, не скучай, Меня дома ждут. Но я к тебе однажды, бача, Навсегда приду. А что не так сказал сгоряча - А что не так сказал сгоряча - Не держи обиду... Просто, если честно, бача . . . Я ТЕБЕ ЗАВИДУЮ. ___________________________ * Бача - подросток, парень. /афг/ *"вывод" - имеется в виду 15-е февраля, день вывода советских войск из Афганистана в 1989 году. 15 февраля Москва. Большой зал Кремлёвского дворца. Тридцать шестая годовщина вывода Советских войск из Афганистана. Концерт организован Всероссийской общественной организацией ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО». Изначально, в 19 году Александр Яковлевич планировал сделать этот текст песней, но потом вмешался 22 год - новая более страшная по своей близости к нашим домам, война, новые потери, новые герои, новые вопросы и поиски ответов на них, и тема Афганистана отошла в тень всего этого. Но, надеюсь, ещё не вечер и дань памяти тем парням будет отдана сполна.
    0 комментариев
    0 классов
    #Усыновители_детей_Великой_войны_Александр_Деревская Наверно у многих из нас замирало сердце, когда видели эту сцену из фильма "Судьба человека". А ведь все так и было. https://youtu.be/SLmZQV3yGiM?si=o9G-owGs8vJJpn23
    0 комментариев
    0 классов
    История песни «Под ракитою зеленой…» («Чёрный ворон») Эта одна из популярнейших казачьих песен рассказывает о том, как перед своей кончиной раненый воин видит черного ворона и просит его слетать на родимую сторону и передать своим родным — отцу, матери и жене — то, что домой ждать его не нужно. В славянских представлениях птица ворон — это вещая птица, которая живет до трехсот лет и владеет некоторыми тайнами: предсказывает смерть и нападение врагов, в былинах дает советы героям, в сказках указывает зарытый клад, а в песнях приносит матери весть о гибели сына. Вероятно, это связано с тем, что ворон умеет воспроизводить человеческую речь. Кроме того черный ворон считается вещей птицей, сопутствующей смерти на поле битвы. Песня «Под ракитою зеленой» была записана в экспедиции в заонежском селе Шуньга Медвежьегорского района студентами Петрозаводской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова в 1976 г. Исполнила ее знаменитая заонежская песельница Прасковья Ивановна Гирина (1913–2002), уроженка д. Шуньгский Бор Толвуйской волости (ныне территории Медвежьегорского района). Вот текст этой песни (с сохранением особенностей заонежского диалекта): Пад ракитаю зелёнай, ай русский раненый ляжал, Он штыком в груди пранзеннай крест свой меднай прижимал. Кровь та лилася в свежай ране, на истоптанный песок. Над им та вился черный воран, чуя лакомый кусок. Ты да не вейся чёрный воран, а над маёй над галавой. Ты та дабычи не даждёшься, я салдат есче живой. Ты слетай-ка черный воран на радиму старану. На радимую старонку, к отцу к матери к радной. Ты скажи маёй невесте, что я салдат есче живой. Ты скажи маёй невести, что я жанился на втарой. Взял невесту тиха смирну, в тихам поле под ракитов куст. Взял невесту в тихом поле под ракитов белай куст. Считается, что эта песня народная, но это не совсем так. Слова данной песни сочинил Н. Ф. Верёвкин (1800 — ?), который совмещал армейскую службу с сочинением песен. О Николае Фёдоровиче Веревкине сведений известно очень немного. Историки и литературоведы установили, что Николай Верёвкин был унтер-офицером Невского пехотного полка. Публицисты, писавшие о творчестве поэта, отмечают, что его песни выделяются среди других исключительной исторической достоверностью и являются прекрасными иллюстрациями военных событий начала царствования Императора Николая I. Но, как замечают некоторые исследователи, у песен Николая Федоровича есть одна характерная особенность — все они глубоко проникнуты верноподданническим чувством любви к Российскому Престолу и Отечеству. Об этом писал в своей статье «Крестьянская литература» А. Ревякин в пятом томе Литературной энциклопедии за 1931 г.: «В истории дворянской литературы нет более верноподданнических солдатских песен, нежели песни рядового М. Белкина и унтер-офицера Невского пехотного полка Николая Веревкина». Несколько его песен были единожды опубликованы в журнале универсального содержания «Библиотека для чтения» т. XX за 1837 год. Этот журнал выходил ежемесячно в г. Санкт-Петербурге в 1834–1865 годы и был первым многотиражным журналом в России. Его основателем был издатель и книготорговец А. Ф. Смирдин, а редактором был приглашён профессор Санкт-Петербургского университета и литератор О. И. Сенковский. В это издание вошли такие тексты солдатских песен первого пехотного корпуса, сочиненные Н. Веревкиным, как «Песня о персидской компании», «Песня о компании в Азиатской Турции», «Песня о польской компании», «Песня на сбор войск», «Песня после учения», «Песня боевая». К ним было примечание: «Эти песни поются солдатами всего корпуса и сочинены корпусным поэтом, унтер-офицером Невскаго пехотнаго полка, Николаем Веревкиным. Они были литографированы в Вильне, по приказанию корпусного командира, барона Гейсмана». Некоторые произведения Николая Верёвкина популярны и поныне, хотя многие не подозревают об их авторстве, считая их народными (к примеру, «Песня после учения», в которой совершенно изменён текст, но всё же он легко узнаваем в известной сегодня песне «Любо, братцы, любо»). К своим стихам поэт брал популярные на тот момент мелодии. Видимо, мелодия и к песне «Под ракитою зеленой» досталась от какой-то более ранней популярной песни. Но тут исследователи ничем помочь не могут в плане поиска музыкального первоисточника к песне. Ниже приведены слова в более полном варианте: Под ракитою зелёной Русский раненый лежал, Ко груди, штыком пронзённой, Крест свой медный прижимал. Кровь лилась из свежей раны На истоптанный песок; Над ним вился чёрный ворон, Чуя лакомый кусок. «Ты не вейся, чёрный ворон, Над моею головой! Ты добычи не дождёшься, Я солдат еще живой! Ты слетай в страну родную, Отнеси маменьке поклон. Передай платок кровавый Моей женке молодой. Ты скажи: она свободна, Я женился на другой. Я нашёл себе невесту В чистом поле, под кустом; Моя сваха — востра сабля, И венчал гранёный штык; Взял невесту тиху, скромну И приданно небольшо. Взял приданно небольшое — Много лесу и долин, Много сосен, много ёлок, Много, много вересин». В жизни чаще всего бывает так, что полюбившиеся песни прекрасно передаются от человека к человеку с одним, правда, побочным эффектом: имя автора, равно как полнота и целостность слов, имеет большую перспективу потеряться и сильно преобразиться. Так случилось и со словами нашей песни. Строфы, представляющие собой обращение солдата к ворону, стали бытовать в качестве самостоятельной казачьей народной песни «Черный ворон», повествующей о борьбе воина со смертью. В 1934 году этот вариант песни прозвучал в фильме «Чапаев» в аранжировке Гавриила Николаевича Попова, сценарий к фильму написала Анна Фурманова, по роману Дмитрия Фурманова «Чапаев» и воспоминаниям ветеранов-чапаевцев, а режиссеры фильма Георгий Васильев (1899–1946) и Сергей Васильев (1900–1959), работавшие под псевдонимом «Братья Васильевы». Вариант песни «Чёрный ворон» в чистом виде ушёл в песенную казачью культуру и зажил вполне самостоятельной жизнью, отличной от песни «Под зелёною ракитой» мелодией. Генерал Петр Краснов в своей книге «Картины былого Тихого Дона» (1909 г.) пишет, что песня «Черный ворон» родилась на Кавказе во время борьбы донских казаков и кавказскими горцами (1801–1864): «Много казаков полегло в горах и долинах Кавказа и над их никому не известными могилами нет ни креста, ни памятника. Погибшие в одиночку, без свидетелей, донцы умирали в горах, окруженные воронами да хищными орлами. Там зародилась и эта печальная песня казачья». Во времена Первой мировой войны был известен и такой вариант песни «Под ракитою зеленой»: Под ракитою зеленой Русский раненый лежал, Он к груди, штыком пронзенной, Крест свой медный прижимал. Кровь лилась из малой ранки На истоптанный песок. Над ним вился черный ворон, Чуя лакомый кусок. Ты не вейся, черный ворон, Над моею головой, Я тебе да не поддамся, Я казак еще живой! Пролетай ты, черный ворон, К отцу с матерью родной. Ты снеси им, черный ворон, Мой поклончик слезовой. А жене моей красивой — Хоть платочек кровавой. И скажи, чтоб не тужила, Я женился на другой. Я женился на другой — На винтовке строевой. Шашка свашкою была, Со штыком венчался я. Шашка свашкою была, Со штыком венчался я. Взял приданое большое — Все германские поля. В период Великой Отечественной войны появилась песня с похожим сюжетом: Под ракитою зелёной Русский раненый лежал Ко груди своей пронзённой Красный орден прижимал. Кровь лилась из свежей раны На истоптанный песок, А над ним кружился ворон, Чуя лакомый кусок. Вдруг раздался клич военный, Снова грянул жаркий бой, И, к раките прислонённый, Услыхал его герой. Услыхал и приподнялся, Как мертвец среди могил, За винтовку быстро взялся, Но упал, лишившись сил. Чёрный ворон, чёрный ворон, Что ты вьёшься надо мной? Ты добычи не дождёшься — Я боец еще живой. Ты лети-ка, отнеси-ка Родной маменьке привет. А жене моей любимой — Кровью облитый кисет. И скажи, что умер честно Я за Родину свою, За Советскую державу, За советскую звезду.
    0 комментариев
    0 классов
    Вам когда-нибудь хотелось заглянуть в покои барышни середины XIX века? Увидеть, как она, слой за слоем, надевает на себя изящные и непростые элементы туалета, готовясь к прогулке… Как складываются эти тонкие ритуалы, как живёт ткань в движении, как меняется силуэт, пока наряд обретает свою завершённую форму? В этом видео я покажу, как одевалась барышня в эпоху кринолинов — с её характерным объёмом, лёгкостью и строгостью одновременно. Конечно, в XIX веке барышням помогали одеваться горничные — это было и удобно, и принято. Но в современных условиях я повторяю этот процесс в одиночку, чтобы показать, насколько сложной и продуманной была женская одежда той эпохи. Историческая мода середины 19 века — это не просто красивые платья, это отражение культуры, этикета, взглядов на женственность и статус. Это попытка вернуться в то время, когда каждый выход в свет был целым событием.
    0 комментариев
    0 классов
    #История_песни_Терская_плясовая_или_Молитва_Шамиля Возможно, многие слышали эту знаменитую казачью песню, где звучат непонятные сейчас слова "Ойся ты, ойся, ты меня не бойся" Они из припева, а не из основного текста, но именно этим припевом песня в широких (неказачьих) кругах главным образом и известна... Песня это народная. Появилась во второй половине XIX века (во время Кавказской войны (1817-1864 годов) в терском казачьем войске, дислоцированном на Кавказе, и поэтому часто называется "терской казачьей лезгинкой". Песня представлена сразу в нескольких вариантах. В серьёзном (официальном), и задорном (с крепкими словечками и намёками для взрослых). А что Вы хотели? В походах, да ночевках надо было себя хоть чем-то развлечь, да и хорошая песня придаёт сил в бою, особенно на войне которую кстати вряд ли удалось бы выиграть без этих хорошо подготовленных, по-хорошему бесшабашных добрых молодцев для которых честь и Родина были отнюдь не пустым звуком. На все угрозы, даже находясь в меньшинстве, они отвечали очень просто: "Мы казаки. С нами Бог". Исполняется на мотив той самой известной лезгинки. https://youtu.be/sYMZtGsDzss?si=FgcdWw-tXhlpAh9y
    0 комментариев
    0 классов
Фильтр
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Показать ещё