4 типа привязанности у ребенка: рассказывает испанский психотерапевт Долорес Москуэро
Любой малыш с самого нежного возраста переживает процесс, который психологи называют привязанностью.
Именно от нашей родительской реакции на события в жизни малыша, формируется правильное восприятие мира и отношение к окружающим его людям.
Психолог из Испании, Долорес Москуэро, считает, что существует 4 типа детской привязанности, которая зависит от того, как ведут себя папа и мама в важных для ребенка жизненных ситуациях.
1. Безопасная
* Девочка Сюзанна во время игры спотыкается и разбивает в кровь коленки. Кроха плачет и несется домой за помощью.
* Мама сочувственно гладит ее по голове, и произносит: «Сильно болит? Давай я тебе обработаю ссадины!».
* Раны промыты, повязка наложена, страх и психологическая травма сняты теплыми объятиями . Малышка успокаивается и через несколько минут отправляется снова на улицу.
* Заботливая мама обязательно спросит через время: «Все еще больно?» .
Что усвоила девочка?
1. Я вполне различаю собственные чувства и ощущения;
2. Я испытываю к своим чувствам уважение;
3. Когда мне плохо, я знаю, что личные ощущения не пустой звук для окружающих;
4. Я внимательно отношусь к собственным потребностям.
5. Очень важно, какие ощущения испытывает другой человек;
6. Я вполне осознаю, какие чувства испытывает иной человек и сопереживаю им.
2. Избегающая
* Пятилетняя Мэри заскакивает в комнату с травмированным коленом. Мама, которая стряпает ужин, без слов обрабатывает ей ранку.
* Девочка ищет взглядом мамины глаза, но женщина занята оказанием медицинской помощи. Малышка фиксируется на действиях мамы и берет себя в руки.
* После женщина предлагает дочурке умыться и усаживаться за обеденный стол.
Какие выводы сделал ребенок?
1. Я не представляю, что ощущаю в такой момент;
2. У меня есть проблемы с восприятием собственных и чужих ощущений;
3. Когда мне нехорошо, я попросту не выделяю себе времени, чтобы осознать собственные эмоции;
4. Если плохо кому-нибудь другому, то я фиксирую все внимание на своей личности.
3. Тревожная
* Малышка Лада в слезах бежит домой. Услышав, что дочь рыдает, мамуля выскакивает ей навстречу, решив, что произошло что-нибудь непоправимое.
* Как только девочка оказывается в ее поле зрения, женщина трясет девочку и истошно вопит : «Я миллион раз тебе повторяла, чтобы ты не смела бегать. Ты меня с ума сведешь своим поведением!».
* Естественно, Лада плачет еще громче, за что получает выговор: «Нечего рыдать, в слезах ты выглядишь отвратительно!».
Результат урока
1. Мои эмоции влияют на других с той же силой, что и на меня;
2. Я виновата, что испытываю подобное;
3. Ума не приложу, что с этим всем делать;
4. При вмешательстве окружающих мне еще сложнее успокоиться;
5. Жду от взрослых помощи, но потом ощущаю злость на них. Чтобы прийти в себя мне необходимо много времени.
4. Дезорганизованная
* Тереза испытывает страх из-за своего падения и травмы, поэтому слезы из ее глаз льют не переставая.
* Когда она жалуется маме, та отвечает: «Этого следовало ожидать, ты же такая неуклюжая».
* Когда малышка начинает рыдать с удвоенной силой, мама закрывает ей рот : «Прекрати рыдать, что ты за плакса! В кого ты такая уродилась!?».
* Плач переходит в истерику, мама применяет физическое наказание и поучает: «Будет хоть из-за чего поплакать!» . Слезы прекращаются, ребенок замыкается в себе.
Что усвоила Тереза?
1. Проявлять эмоции чревато последствиями;
2. Если просить о помощи, может стать еще хуже;
3. Такое отношение ко мне заслужено, такая реакция окружающих – это моя вина.
А какой тип привязанности сформирован у вашего малыша?
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев