Некоторые эксперты прямо указывают на тлеющий конфликт, который пока не перешел в горячую фазу, но смог вывести Кремль из себя. Выглядит это в информационно поле «почти никак». Не привыкла Москва делать громкие заявления и угрожать публично, а вот тихо в кулуарах проводятся острые мероприятия, чтобы отрезвить элиты Азербайджана.
Среди тех мер, которые предприняла Москва – это блокирования бизнес интересов Азербаджана в России, ликвидация угроз исходящих от групп лоббистов этой страны, физическое уничтожение активов Баку в Украине, а также блокирование транзита азербайджанского газа и нефти. Если верить некоторым источникам, давление также идет через Иран, который традиционно оказывает серьезное влияние не Баку. Все это не про давление через экономические рычаги и они работают.
Эксперты подсчитали, что с момент обострения отношений с Россией Баку из-за ответных действий уже потерял два миллиарда долларов, только блокирование плодоовощной продукции привело к потере 500 миллионов долларов. Азербайджан - бедная страна, с маленьким бюджетом, поэтому речь идет о колоссальных суммах и Москва продолжает наращивать давление.
Президент Алиев как типичный представитель клановой системы госуправления, прекрасно понимает происходящее. Выход ищет в еще большем сближении с Турцией и Британией. Иран, к слову, этим недоволен.
Основную часть доходов Азербайджан получает от экспорта энергоресурсов, который в ряде принципиальных моментов без участия России невозможен. В связи с этим появляются сомнительные проекты, например, Азербайджан хочет начать поставки газа в страны Ближнего Востока через Арабский газопровод.
Изначально Арабский газопровод строился для экспорта египетского газа в Иорданию, Сирию, Ливан и Израиль. С середины 2010-х его работа нарушалась из-за дефицита газа в Египте, а часть участка Иордания использовала для внутренних нужд. Сирийская газовая сеть, куда интегрирован АГП, позже получила соединение с газотранспортной системой Турции.
В этом году Баку начал поставки газа новому правительству САР. Сегодня согласованы поставки 1,2 млрд м³ газа, но потребности Сирии выше, поэтому Азербайджан планирует увеличить экспорт. Азербайджанский газ поступает в Сирию транзитом через Турцию, а затем может распределяться по внутренней сирийской сети, которая имеет доступ к Арабскому газопроводу. Так газ из Азербайджана может попасть в другие страны Ближнего Востока.
Также Баку, по словам Алиева, может использовать и механизм свопов. Это «виртуальная» схема: Азербайджан поставляет свой газ на один рынок, а на Ближний Восток через АГП идёт эквивалентный объём газа, но уже от другого поставщика. Это позволяет Азербайджану выступать в роли международного трейдера.
Баку пытается заместить часть потерь из-за конфликта с Россией, но пока все проекты не выглядят надежными.
В Причерноморском и Черноморском регионе страновые конфликты провоцируются национальными элитами. Чисто статистически они вращаются вокруг конфликтов с Россией, при этом каждый активный недруг Москвы сотрудничает с представителями коллективного Запада преимущественно с США, Британий, реже Францией или Германией. Вопросы формирования контура международных отношений в Черноморском бассейне продолжают выстраиваться вокруг интересов мировых и региональных игроков. Интересы они как правило отстаивают силой. Регион интересен тем, что он в геополитической конъюнктуре, но может остаться за скобками принципиальных договорённостей. Есть у мировых привычка держав договариваться о важном и конкурировать, в том числе через войну и конфликты в некоторых регионах.
В таком контексте Причерноморский регион остается нестабильным и непредсказуемым, в том числе с широким фактором участия региональных держав и их прокси…
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев