Русская сказка и легенда, записанные в урочище Манглис, Тифлисского уезда.

1. Чёрт и баба.
Одна баба шла домой с базара. Ей приходилось переправиться через реку, а река была очень широка и глубока: баба не могла перейти через неё сама, без посторонней помощи. Долго она стояла у берега и смотрела по сторонам, не покажется ли кто ей на помощь; но нигде ни души не было видно. Села баба на камень и давай плакать.
Вдруг она видит, что к ней бежит чёрт, весь обросший волосами.
— Здравствуй, баба! - заговорил чёрт.
— Здравствуй, чёрт! - отвечает ему баба.
— О чем, баба, так горько плачешь? – спрашивает ее чёрт.
— Да о том я плачу и горюю, что не могу перейти эту реку; вот я сижу больше двух ча

Возвращение двух батальонов Эриванского полка в Манглис после боёв в 1854 году

Освящение георгиевских знамен в Эриванском Карабинерном его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полку.
4-го Декабря 1854 года весь Манглис пришел в движение; все высыпали из жилищ, с нетерпением ждали к себе желанных гостей. В этот день должны были вступить 1 и 2 батальоны Эриванского Карабинерного Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка, возвращавшиеся с Азиатско-Турецкой границы, где они еще так недавно стяжали себе победные лавры.
В три часа, с горы, от военного поселения, тянулась черная, стройная линия со сверкающими штыками; гремели барабаны, раздавалась лихая боевая песнь. При

Из истории образования села Свечино. Помощь поселенцам из Мелари

В «Московских Ведомостях» напечатано следующее сообщение: «Колония из 245 русских переселенцев, водворенных в Кахетии на участке Милари, подверглась полному крушению вследствие опустошительной малярии. По сообщению г. Серова, в течение лета умерло 60 человек переселенцев, остальные лежали пластом, и об уборке полей нечего было и думать».
***
Поселок Свечино возник недавно. Два года назад некоторые крестьяне, преимущественно из безземельных, проживавших в Кубанской области, прослышав о свободных землях в Тифлисской губернии, назначенных для переселенцев, явились в местечко Мелари, Сигнахского уезда. Собралось переселенцев окол

Царские Колодцы. 1879 год. Виды на хлеб. Урожай клубники. Проблемы со школой и церковью

Из урочища Царские Колодцы нам пишут: После апрельской засухи, продолжавшейся целый месяц, наше урочище и его окрестности оживились обилием майских дождей. Жители энергично принялись за косовицу.
Хлеба хотя и пострадали, но всё же удовлетворительны. В особенности пчеловоды не нарадуются прекрасной ройкой нынешнего года. Без преувеличения скажу, что приплод пчелы у нас от четырех до сам-шесть*.
Еще необыкновенно обильно уродилась в окрестностях Царских Колодцев полевая клубника: тысячи людей везут и несут ее, а убыли ей нет. Жаль, что всё употребление этого продукта у нас ограничивается приготовлением варе

Охотники из Царских Колодцев и "тверцы". Из воспоминаний бывшего "тверца"

В полку было много страстных охотников, офицеров и солдат. В одну сторону от стоянки полка начиналась Ширакская степь, изобилующая джейранами, волками, лисами, куропатками, дрофами, зайцами. Если спуститься вниз, в Алазанскую долину, то за Алазанью, в лесах, была охота на кабанов, оленей, коз, медведей, волков, лис, шакалов и зайцев.
Коренное население Царских Колодцев — это зажиточные крестьяне, в большинстве из старых кавказских солдат. Среди них много опытных охотников. Я жил в доме корнета Нечволодова, страстного охотника. У него собирались охотники для обсуждения предстоящей охоты. Приходил полковник Яхонтов, при
Показать ещё